Контрольно-счетная палата

городского округа Тольятти

Отчет о работе КСП

ОТЧЕТ о работе контрольно-счетной палаты Думы городского округа Тольятти за 2008 год

Годовой отчет о работе контрольно-счетной палаты Думы городского округа Тольятти за 2008 год подготовлен в соответствии с требованиями статьи 20 Положения о контрольно-счетной палате, утвержденного постановлением Тольяттинской городской Думы от 14.05.2003г. №741 (в ред. решения от 05.11.2008г. №992).

I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Контрольно-счетная палата Думы городского округа Тольятти имеет статус постоянно действующего органа муниципального финансового контроля, осуществляющего контрольную деятельность на принципах законности, объективности, независимости и гласности.

В своей деятельности контрольно-счетная палата руководствуется нормативными правовыми актами Российской Федерации, Самарской области, Уставом городского округа Тольятти, муниципальными правовыми актами, а также Положением о контрольно-счетной палате Думы городского округа Тольятти.

В целях реализации задач, которые заключаются в обеспечении единой системы контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета, отчета о его исполнении, а также за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, контрольно-счетная палата осуществляет контрольную, экспертно-аналитическую, информационную функции.

При осуществлении деятельности контрольно-счетная палата обеспечивает последовательную реализацию всех форм финансового контроля: предварительного, текущего и последующего.

II. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2008 ГОДУ

Контрольная деятельность осуществлялась в соответствии с квартальными планами контрольной деятельности Думы по осуществлению муниципального финансового контроля, утвержденными решениями Думы городского округа Тольятти соответственно: от 30.01.2008г. №820 (с изменениями от 20.02.2008г. №834), от 05.03.2008г. №838, от 04.06.2008г. №921, от 17.09.2008г. №968. Планы разрабатывались контрольно-счетной палатой исходя из ее задач и функций на основе решений Думы и предложений, поступивших от депутатов, депутатских объединений, постоянных комиссий.

Результаты контрольных мероприятий, проведенных контрольно-счетной палатой в 2008 году, представлялись в Думу городского округа Тольятти в виде актов проверок и отчетов.

В соответствии с Положением о муниципальном финансовом контроле, утвержденном решением Думы городского округа Тольятти от 04.06.2008г. №909, материалы контрольных мероприятий, проведенных контрольно-счетной палатой в отчетном периоде, направлялись мэру городского округа Тольятти и прокурору г.Тольятти.

За отчетный период контрольно-счетной палатой проведено 17 мероприятий, предусмотренных квартальными планами.

В процессе осуществления контрольных мероприятий проверками были охвачены 13 объектов, из них:

- 8 структурных подразделений мэрии городского округа Тольятти:

1) департамент экономического развития;

2) департамент по управлению муниципальным имуществом;

3) управление городского хозяйства;

4) департамент городского хозяйства;

5) департамент потребительского рынка и предпринимательства;

6) мэрия городского округа Тольятти (Управление природопользования и охраны окружающей среды);

7) департамент культуры;

8) департамент социальной поддержки населения.

- 1 муниципальное учреждение:

1) муниципальное учреждение «Охрана общественного порядка»;

- 1 некоммерческая организация:

1) Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Планета детства «Лада» (далее АНО ДО «Планета детства «Лада»).

- 3 муниципальных предприятия:

1) Муниципальное предприятие рекламное агентство «Волна» (далее МП рекламное агентство «Волна»);

2) Муниципальное предприятие «АТП-3» (далее МП «АТП-3»);

3) Муниципальное предприятие «Инвест-проект» (далее МП «Инвест-проект»).

По результатам контрольных мероприятий в отчетном периоде контрольно-счетной палатой выявлены нарушения на общую сумму 1 469 831,7 тыс. руб., в том числе:

- нецелевое использование бюджетных средств – 6 273,8 тыс. руб.;

- неэффективное использование бюджетных средств – 19 819,3 тыс. руб.;

- неправомерные расходы – 6 788,0 тыс. руб.;

- ущерб, причиненный муниципальному образованию, - 10 060,1 тыс. руб.

- нарушения требований Федерального закона от 21.06.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» - 50 138,8 тыс. руб.

- нарушения бухгалтерского учета - 1 092 528,9 тыс. руб.,

- иные нарушения - 284 222,8 тыс. руб.

III. ИТОГИ И АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1. Контрольно-счетной палатой в соответствии с утвержденными квартальными планами контрольной деятельности Думы по осуществлению муниципального финансового контроля на 2008 год (далее - План) были проведены проверки в структурных подразделениях мэрии городского округа Тольятти.

1.1. Департамент экономического развития мэрии городского округа Тольятти.

1.1.1. Проверка реализации Положения о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории городского округа Тольятти, утвержденного постановлением Тольяттинской городской Думы от 03.07.2002г. №490, в 2004-2007гг., осуществлялась на основании Плана на 1 квартал 2008 года.

Проверкой установлено, что мэрия не осуществляла должного контроля за ходом реализации инвестиционных проектов, что повлекло за собой нарушения федерального законодательства и муниципальных правовых актов.

Установленный мэрией порядок предоставления земельных участков для строительства предусматривал заключение инвестиционного договора с обязательным возложением на застройщика обязательства по финансированию создания объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства, что не соответствует требованиям земельного законодательства.

Применение инвестиционной комиссией мэрии городского округа Тольятти обременения к инвесторам в виде перечисления денежных средств на создание городского объекта социальной, инженерной инфраструктуры или объекта благоустройства в общей сумме 186 575,2 тыс. руб. является неправомерным.

Прокурором города Тольятти на отдельные нормы Положения об инвестиционном паспорте городского округа Тольятти и Положения о проведении конкурсного отбора инвестиционных проектов в инвестиционный паспорт городского округа Тольятти, утвержденных постановлением мэра от 29.06.2006г. №5548-1/п, принесен протест.

Постановлением мэра от 21.08.2008г. №2147-1/п в указанные положения, регулирующие инвестиционную деятельность на территории городского округа Тольятти, были внесены соответствующие изменения.

1.1.2. Проверка использования бюджетных средств, выделенных на разработку автоматизированной системы муниципального заказа в 2005-2007гг., осуществлялась в соответствии с Планом на II квартал 2008 года

В результате проверки выявлено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 1 237,5 тыс. руб. из общей суммы расходов 7 089,7 тыс. руб., направленных на решение указанного вопроса. Система, разработанная ООО АНД«Проджект» (г.Санкт-Петербург), несовместима с программой «АЦК-Финансы», что не дает возможности проводить электронные торги в соответствии с положениями Федерального закона от 21.06.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон №94-ФЗ).

1.2. Департамент по управлению муниципальным имуществом мэрии городского округа Тольятти.

Проверка эффективности работы департамента по управлению муниципальным имуществом мэрии городского округа в части поступления арендной платы за муниципальные помещения проводилась согласно Плану на 1 квартал 2008 года.

Выборочной проверкой установлено, что недополученный доход составляет в общей сумме 26 426 тыс. руб., в том числе:

- дебиторская задолженность по состоянию на 01.01.2008г. составляет 14 389,1 тыс. руб.;

- списание безнадежных долгов по арендной плате, пени и штрафам за пользование муниципальным имуществом по решениям судов в связи с пропуском срока исковой давности - 1 912,3 тыс. руб.;

- недополученные доходы, связанные с нарушением положений Методики по определению размера арендной платы за муниципальные нежилые помещения – 10 124,7 тыс. руб., выразившееся в несвоевременном применении коэффициентов К1, К2, К3, К7, базовой ставки арендной платы; в неправильном указании размеров арендуемых площадей, этажности и т.д.

Договоры безвозмездного пользования муниципального имущества заключены в нарушение положений Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в результате чего расчетная сумма выпадающего дохода от сдачи имущества в безвозмездное пользование за 2007 год составила 68 600,0 тыс. руб.

Выявление подобных нарушений свидетельствует о неудовлетворительной работе департамента по управлению муниципальным имуществом по взысканию задолженности по арендной плате и штрафных санкций за неисполнение условий договоров и неэффективном использовании муниципального имущества.

Результаты проверки были рассмотрены Думой и направлены мэру для принятия соответствующих мер. Следует отметить, что мэрией были приняты меры по устранению отдельных нарушений: так, Положение о порядке передачи в безвозмездное пользование и аренду имущества, являющегося муниципальной собственностью городского округа Тольятти, утвержденное постановлением Тольяттинской городской Думы от 20.11.2002г. №594, приведено в соответствие с действующим законодательством.

1.3. Управление городского хозяйства мэрии городского округа Тольятти.

1.3.1. Проверка использования бюджетных средств, выделенных на мероприятия благоустройства внутриквартальных территорий городского округа Тольятти в 2007 году проводилась согласно Плану на 1 квартал 2008 года.

В ходе контрольного мероприятия установлены нарушения Федерального закона №94-ФЗ. МП «Департамент ЖКХ», не являясь заказчиком или специализированной организацией, разрабатывал конкурсную документацию на муниципальный заказ по благоустройству внутриквартальных территорий, при этом заявив себя участником размещения заказа. Общий объем исполненных МП «Департамент ЖКХ» муниципальных контрактов по благоустройству составил 13 822,8 тыс. руб.

Управлением городского хозяйства мэрии в нарушение Федерального закона №94-ФЗ размещены методом ценовых котировок одноименные виды работ по устройству и восстановлению освещения и озеленения на сумму 5 336,1 тыс. руб., несвоевременно были заключены муниципальные контракты, работы выполнены с нарушением сроков, предусмотренных в контрактах.

Выборочной проверкой установлено, что выполнение работ подрядными организациями осуществлялось со значительным отставанием от установленных сроков, что привело к неэффективному использованию бюджетных средств в общей сумме 14 470,0 тыс. руб.

В результате нарушений Федерального закона от 21.11.1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» управлением городского хозяйства без подтверждающих первичных документов была перечислена субвенция на расчетный счет МП «Департамент ЖКХ» в общей сумме 17 639,2 тыс. руб. Подрядным организациям за невыполненные работы необоснованно перечислены бюджетные средства в общей сумме 5 504,7 тыс. руб., тем самым нанесен ущерб бюджету городского округа в сумме 5 504,7 тыс. руб.

Материалы проверки направлены мэру с предложением о привлечении к ответственности должностных лиц, ответственных за неправомерные действия по перечислению бюджетных средств подрядным организациям в размере 5 504,7 тыс. руб. за невыполненные работы, а также с предложением о разработке долгосрочной целевой Программы благоустройства внутриквартальных территорий городского округа Тольятти.

Разработанные мэрией и представленные в Думу целевые долгосрочные Программы благоустройства внутриквартальных территорий были отклонены депутатами. На заседании согласительной комиссии по проекту бюджета на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов принято решение о разработке мероприятий по благоустройству внутриквартальных территорий городского округа Тольятти на сумму 112 млн. руб.

По результатам проведенной проверки прокурором г.Тольятти направлено представление мэру городского округа Тольятти.

1.3.2. Проверка эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2007 году на реализацию первого этапа Программы реконструкции и реабилитации жилых домов массовых серий городского округа Тольятти, утвержденной постановлением Тольяттинской городской Думы от 07.04.2004г. №1063 (в ред. от 24.01.2007г. №621) проводилась согласно Плану на 4 квартал 2008 года.

Проверкой установлено, что цели и задачи, поставленные Программой, не выполнены.

На первом этапе Программы было предусмотрено проведение предварительного (визуального) обследования. Основой предварительного обследования является осмотр здания или сооружения и отдельных конструкций с применением измерительных инструментов и приборов. По результатам визуального обследования делается предварительная оценка технического состояния строительных конструкций, которое определяется по степени повреждения и по характерным признакам дефектов.

Представленные ООО «А.С.Проект» (исполнитель работ) заключения не содержат выводов и предложений о необходимости в проведении детального инструментального обследования и необходимости в проведении реконструкции и реабилитации жилых домов. Заключения не подписаны лицами, проводившими обследования, а также не подписаны со стороны заказчика.

При этом мэрией были допущены нарушения Федерального закона №94-ФЗ:

- конкурсная документация разработана МП г.о.Тольятти «Департамент ЖКХ», не являющейся специализированной организацией;

- муниципальный контракт был заключен с подрядчиком ООО «А.С.Проект», не имеющим лицензии на выполнение работ по обследованию технического состояния жилищного фонда;

- конкурсная документация, разработанная МП «Департамент ЖКХ», не соответствует условиям Программы и не соответствует требованиям строительных норм и правил СП 13-102-2003.

Кроме того, управление городского хозяйства при утверждении конкурсной документации изменило (уменьшило) объем выполнения работ (Программой предусмотрено выполнение работ на 2177 домах, а фактически выполнено обследование 88 домов) и вид работ без внесения в установленном порядке соответствующих изменений в Программу.

В соответствии со ст.289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) бюджетные средства, выделенные управлению городского хозяйства на выполнение работ по техническому обследованию жилищного фонда, использованы не по целевому назначению, тем самым нанесен ущерб в сумме 5 000,0 тыс. руб.

1.4. Департамент городского хозяйства мэрии городского округа Тольятти.

Проверка использования бюджетных средств, выделенных на утилизацию и переработку бытовых отходов в 2006-2007гг. и первом полугодии 2008 года проводилась согласно Плану на 3 квартал 2008 года.

В результате проверки были выявлены нарушения законодательства:

а) в 2006 году:

- МУ «Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи г.Тольятти» в нарушение положений БК РФ одновременно исполняло функции распорядителя и получателя средств, предусмотренных в бюджете на вопросы обращения с отходами;

- предоставление бюджетных средств в сумме 29 651,0 тыс. руб. на утилизацию ТБО осуществлялось не по муниципальным контрактам, а в форме субвенции, что привело к неисполнению требований Федерального закона №94-ФЗ. Субвенции в установленные сроки не использованы.

В результате выборочной проверки при рассмотрении договоров субвенций на утилизацию ТБО и проверки кассовых расходов за 2006 год установлено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 1 183,6 тыс. руб.

б) в первом полугодии 2008 года:

- в нарушение требований Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об отходах производства и потребления» бюджетные ассигнования на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов в 2008 году бюджетом не предусмотрены.

Утвержденный постановлением мэра городского округа Тольятти от 29.02.2008г. №656-1/п «Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат за услуги по переработке твердых бытовых отходов в городском округе Тольятти» не соответствует требованиям статьи 78 БК РФ.

Для устранения выявленных нарушений материалы проверки направлены мэру и прокурору г.Тольятти.

На противоречащий закону «Порядок предоставления субсидий...» прокурором г.Тольятти принесен протест.

1.5. Департамент потребительского рынка и предпринимательства мэрии городского округа Тольятти.

1.5.1. Проверка использования бюджетных средств, выделенных в 2006-2007гг. на создание бизнес-инкубатора в городском округе Тольятти, проводилась контрольно-счетной палатой согласно Плану на 1 квартал 2008 года.

Выборочной проверкой установлено неэффективное использование бюджетных средств и отсутствие должного контроля со стороны мэрии за использованием бюджетных средств и соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Имеют место нарушения бюджетного законодательства в виде нецелевого использования субвенции в сумме 8,5 тыс. руб., выделенной из бюджета на создание бизнес-инкубатора, фактически израсходованных на подготовку отчета.

В нарушение положений Федерального закона №94-ФЗ, а именно неисполнение условий муниципального контракта, оплата денежных средств Департаментом в сумме 2 150,0 тыс. руб. является неправомерной и неэффективно использованной, так как компъютерное оборудование, полученное по муниципальному контракту, на момент проверки не установлено.

В соответствии с ч.2 ст.78 БК РФ денежные средства в сумме 550,0 тыс. руб. (использованные на оплату консультационных услуг по экспертно-консультационному сопровождению работ по проектированию капитального ремонта здания бизнес-инкубатора) подлежат возврату в бюджет в связи с неиспользованием в сроки, установленные постановлением Тольяттинской городской Думы от 21.12.2005 г. №325 «О бюджете городского округа Тольятти на 2006 год».

1.5.2. Проверка организации администрирования неналоговых поступлений Департаментом потребительского рынка мэрии в 2007 году и первом полугодии 2008 года проводилась контрольно-счетной палатой согласно Плану на 3 квартал 2008 года.

Проверка показала, что Департамент не осуществлял бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета. В Департаменте отсутствует система учета неналоговых доходов. При таких обстоятельствах не представляется возможным осуществить проверку правильности и достоверности начислений по договорам, а также установить достоверность арендаторов.

Проверкой установлено нарушение требований Федерального закона «О рекламе» в части заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных установок в отсутствие разрешений и без согласования с уполномоченными органами.

При осуществлении проверки договоров аренды муниципального имущества, договоров аренды земельных участков, предоставленных под мини-рынки, установлен факт причиненного ущерба городскому бюджету в виде недоначисленной арендной платы в сумме 4 555,4 тыс. руб.

В 2007 году Департаментом при заключении и перезаключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций расчет по договорам производился по утратившей силу Методике расчета размера оплаты за право на размещение средств наружной рекламы.

При расчете арендной платы за земельные участки, предоставленные под мини-рынки, также не учитывалось расположение киосков, тонаров, при наличии которых коэффициент целевого использования земельного участка равен семидесяти.

Материалы проверки направлены мэру с предложением разработать и утвердить Порядок выдачи разрешений на установку рекламной конструкции на территории городского округа Тольятти, а также Методику расчета арендной платы за рекламные конструкции, являющиеся муниципальной собственностью.

1.6. Мэрия городского округа Тольятти (Управление природопользования и охраны окружающей среды)

Проверка использования бюджетных средств, выделенных в 2007 году на мероприятия по охране окружающей среды, проводилась согласно Плану на 2 квартал 2008 года.

При проведении указанной проверки в рамках встречной проверки проводились проверки МУПП «Экология» и Филиал «Тольяттинская специализированная гидрометеорологическая обсерватория».

В ходе проверки установлено несоблюдение положений Федерального закона №94-ФЗ: конкурсная документация, подготовленная Управлением природопользования и охраны окружающей среды мэрии на выполнение работ по ландшафтному зонированию городских территорий и созданию электронной базы данных «Зеленые насаждения г.Тольятти», на выполнение работ по представлению специализированной информации в области гидрометеорологии и по мониторингу загрязнения окружающей среды, не содержала детализации по видам работ с количественной и суммовой характеристиками; нарушены сроки заключения муниципальных контрактов.

Выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок в объеме 76 834 куб.м на сумму 2 000 тыс. руб. не подтверждается первичными документами, что является нарушением Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Отмечен факт нецелевого использования бюджетных средств: в нарушение ст.720 Гражданского кодекса РФ денежные средства в сумме 715,3 тыс. руб. перечислены МУПП «Экология» в оплату за выполнение непредусмотренных муниципальным контрактом работ.

1.7. Департамент культуры мэрии городского округа Тольятти.

Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных на мероприятия в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации в 2007 году и за 9 месяцев 2008 года, проводилась согласно Плану на 4 квартал 2008 года.

Проверкой установлено следующее.

В нарушение требований, установленных БК РФ, мэрией не утверждена долгосрочная ведомственная целевая программа в сфере культуры.

Мэром утверждается Перечень праздничных мероприятий городского округа Тольятти (2007-2008гг.). Иные «Мероприятия в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации» самостоятельно утверждает руководитель департамента культуры.

В составе Мероприятий были предусмотрены расходы, которые должны осуществляться за счет сметы доходов и расходов учреждений: повышение квалификации, обучающие семинары, проведение аттестации, лицензирования и экспертизы учебных заведений, подписка на методическую литературу и подписные издания и т.д. В итоге Департаментом неэффективно использованы бюджетные средства в сумме 1 042,8 тыс. руб.

Кроме того, в нарушение решений о бюджете городского округа Тольятти на 2007 год, на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов Департамент неправомерно произвел перечисление авансовых платежей свыше 30% в общей сумме 1 900,9 тыс. руб.

В предложениях мэру было указано на необходимость усиления контроля за соблюдением главными распорядителями бюджетного законодательства.

1.8. Департамент социальной поддержки населения мэрии городского округа Тольятти.

Проверка реализации Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников муниципальных учреждений социальной сферы городского округа Тольятти в 2006-2007гг. и за 9 месяцев 2008 года проводилась согласно Плану на 4 квартал 2008 года.

В результате проверки установлены нарушения:

- при наличии прибыли, согласно отчетов Фонда «О прибылях и убытках», за проверяемый период бюджетные средства на формирование страхового резерва в сумме 1 800 тыс. руб. использованы неэффективно, поскольку Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» предусмотрено финансирование страхового резерва за счет части дохода от размещения пенсионных резервов;

- в нарушение ст.27 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» денежные средства в сумме 480,0 тыс. руб. на обеспечение уставной деятельности перечислены из бюджета неправомерно. Согласно требованиям указанного закона на покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, направляется доход, полученный от инвестирования средств пенсионных накоплений.

Не теряет своей актуальности на протяжении ряда лет проблема низкой результативности использования бюджетных средств при реализации указанного Положения. Анализируя вопрос бюджетного финансирования Фонда, следует отметить, что за период с 2002 года по 2008 год в Фонд перечислено денежных средств в общей сумме 155 088 тыс. руб., в том числе взносы в пользу работников муниципальных учреждений 123 348 тыс. руб.

Выплаты в пользу пенсионеров за тот же период (2002- 2008гг.) составили 22 253,9 тыс. руб. Согласно условиям Положения размер выплаты в среднем составляет 350 руб. в месяц

2. Муниципальное учреждение «Охрана общественного порядка».

Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных МУ «Охрана общественного порядка» в 2006-2007гг. и за 9 месяцев 2008 года, проводилась контрольно-счетной палатой согласно Плану на 4 квартал 2008 года.

По итогам проверки МУ «Охрана общественного порядка» (далее МУ «ООП») выявлены различные нарушения нормативных правовых актов.

В нарушение требований Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» МУ «ООП» осуществляет предпринимательскую (охранную) деятельность без лицензии.

В нарушение Федерального закона №94-ФЗ МУ «ООП» были заключены договоры на выполнение работ без проведения конкурса и запроса котировок на общую сумму 1 328,9 тыс. руб.

Расходы в общей сумме 257,3 тыс. руб., произведенные учреждением на приобретение спецсредств и обучение охранников в отсутствие лицензии, на ремонт помещения, не закрепленного за учреждением, а также на вклад в уставный капитал созданного негосударственного охранного предприятия «Союз», являются неправомерными.

Кроме того, установлено неэффективное использование бюджетных средств по оплате коммунальных услуг в сумме 85,4 тыс. руб.

3. АНО ДО «Планета детства «Лада».

Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных АНО ДО «Планета детства «Лада» в 2007 году и за 9 месяцев 2008 года, проводилась контрольно-счетной палатой согласно Плану на 4 квартал 2008 года.

Учредителями АНО «Планета детства «ЛАДА» являются ОАО «АВТОВАЗ» и мэрия городского округа Тольятти.

Согласно учредительному договору о создании и участии в деятельности АНО ДО «Планета детства «ЛАДА» от 29.11.2005г. определены обязательства учредителей:

- Мэрия обязуется осуществлять финансирование АНО за счет средств, предусмотренных в бюджете на очередной финансовый год в пределах нормативов, установленных органами местного самоуправления;

- ОАО «АВТОВАЗ» обязуется осуществлять финансирование АНО в размере, составляющем разницу между средствами, предусмотренной сметой затрат, утвержденной правлением АНО, и поступлениями из бюджетов различных уровней.

В 2007 году общий объем финансирования из бюджета городского округа составил 94 400 тыс. руб. в виде субсидии на обеспечение дошкольного образования «Планета детства «ЛАДА».

На 2008 год решением о бюджете на 2008 год и плановый период 2009-2010 годов предусмотрены субсидии на обеспечение дошкольного образования в сумме 120 000 тыс. руб.

Порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), оказывающим услуги, связанные с обеспечением дошкольного образования на территории городского округа Тольятти, утвержденный постановлением мэра от 18.06.2008г. №1373-1/п, не соответствует требованиям ст.78 БК РФ в части предоставления субсидии только в целях возмещения затрат по оплате труда.

Кроме того, в указанном муниципальном правовом акте не определен порядок расчета субсидий.

Материалы проверки направлены мэру с предложением о приведении Порядка предоставления субсидий... в соответствие с требованиями БК РФ.

4. В рамках контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения объектами муниципальной собственности были проведены проверки эффективности использования муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение муниципальных предприятий: МП рекламное агентство «Волна»; МП «АТП-3»; МП «Инвест-проект».

Проверка эффективного использования муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение МП рекламное агентство «Волна», в 2006-2007гг. проводилась контрольно-счетной палатой согласно Плану на 1 квартал 2008 года.

Проверка эффективного использования муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение МП «АТП-3», в 2007 году и первом полугодии 2008 года проводилась контрольно-счетной палатой согласно Плану на 3 квартал 2008 года.

Проверка эффективного использования муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение МУП «Инвест-проект», в 2006-2007г.г. и за 9 месяцев 2008 года проводилась контрольно-счетной палатой согласно Плану на 4 квартал 2008 года.

Проведенные проверки свидетельствуют о неэффективном использовании муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям.

Так, в МП рекламное агентство «Волна» основной деятельностью предприятия являлась сдача в аренду муниципального имущества, доходы от аренды составили в 2006 году - 87%, в 2007 году - 92% от полученных доходов. Нежилое помещение по адресу: ул.Баныкина, 42А, переданное предприятию для изготовления сувенирной продукции с городской тематикой, а также для развития и внедрения местных ремесел, не использовалось в указанных целях. По отдельным договорам аренды имущества размер арендной платы занижен в 2, а в некоторых случаях, например, по договору аренды с ООО РПС «МИЛЛЕНИУМ», в 3,3 раза по отношению к арендной плате, рассчитанной в соответствии с Методикой по определению размера арендной платы за муниципальные нежилые помещения, утвержденной постановлением Тольяттинской городской Думы от 06.06.2002г. №456.

Без учета основных видов деятельности предприятия наделяются имуществом, которое используется неэффективно и не по целевому назначению: передача пешеходного моста в хозяйственное ведение МП рекламное агентство «Волна», здание Автовокзала – МП «Инвест-проект», при этом здание Автовокзала используется предприятием на 13%, остальные 87% площадей здания пустуют.

Неэффективное использование муниципального имущества установлено и в МП«АТП №3»: помещения площадью 4 840,9 кв.м в здании производственно-бытового корпуса (ул.Комсомольская, 90). Сумма недополученного дохода МП «АТП №3» за 2007 год - 1 полугодие 2008 года составила 2 621,4 тыс. руб.

Не снижается уровень нарушений федерального законодательства в части ведения бухгалтерского учета: данные бухгалтерского учета за 2007 год не соответствуют отчетным данным МУП «Инвест-проект» на сумму 580,0 тыс. руб., в МП «АТП №3» - общий объем нарушений ведения бухгалтерского учета составил 1 074 309,7 тыс. руб.

В числе нарушений, выявленных при проверке МП рекламное агентство «Волна» и МУП «Инвест-проект», отмечается несоответствие уставной деятельности требованиям, установленным Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Материалы проверок муниципальных предприятий, в соответствии с Положением о муниципальном финансовом контроле, осуществляемом Думой городского округа Тольятти, направлены мэру городского округа, а также прокурору г.Тольятти.

Департаментом по управлению муниципальным имуществом мэрии указано директору МП рекламное агентство «Волна» на необходимость изменения коэффициента вида деятельности с 4,5 (производство) до 11,0 (иные виды коммерческой деятельности) по договору аренды, заключенному с ООО РПС «МИЛЛЕНИУМ», в связи с замечаниями, изложенными в акте проверки.

По итогам рассмотрения материалов проверки и решения постоянной комиссии по муниципальному имуществу и приватизации от 03.06.2008г. №190 «Об отчете контрольно-счетной палаты о результатах проверки эффективного использования муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение МП рекламное агентство «Волна», в 2006-2007 гг.» мэром принято решении о приватизации МП рекламное агентство «Волна» способом преобразования в открытое акционерное общество «Волна» с уставным капиталом 7 006 тыс. руб.

VI. Экспертно-аналитическая работа в 2008 году.

Экспертно-аналитическая деятельность в 2008 году осуществлялась контрольно-счетной палатой посредством подготовки заключений на нормативные правовые акты Думы, затрагивающие вопросы бюджета городского округа.

В процессе предварительного контроля проводилась экспертиза проектов бюджета городского округа Тольятти на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

По результатам рассмотрения проекта бюджета на 2009 год, на основании соответствующих расчетов, контрольно-счетной палатой было предложено уточнить прогноз налоговых доходов бюджета на 2009 год: налог на доходы физических лиц, рассчитанный на основе инновационного варианта прогноза (исходя из оценки 2008 года с учётом роста фонда оплаты труда на 23,2 %) скорректировать с учетом инерционного варианта прогноза (рост фонда оплаты труда на 19,8 %).

Кроме того, было внесено предложение о необходимости включения в Проект бюджета для утверждения Приложение, содержащее доходы бюджета городского округа по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

Однако, не все предложения контрольно-счетной палаты были учтены в проекте бюджета, Так, например: расходы бюджета, предусмотренные в виде субсидий на возмещение затрат на услуги по переработке твердых бытовых отходов в сумме 67 567 тыс. руб. и в виде субсидий на возмещение затрат на услуги по утилизации твердых бытовых отходов в сумме 39 292 тыс. руб., контрольно-счетная палата предлагала предусматривать в виде закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд.

Кроме того, в Проекте бюджета предусматривалось в целях обеспечения погашения процентов по кредиту, предоставленному на закупку общедомовых приборов учета и приобретения специализированной дорожной техники, предоставление муниципальных гарантий МП «ДЖКХ г.о.Тольятти», ОАО «Управляющая компания №1», ОАО «Управляющая компания №2» и ОАО «ДРСУ» в общей сумме 135 386 тыс. руб. сроком до 2011г. без предъявления регрессного требования гаранта к принципалу. Контрольно-счетной палатой отмечалось, что только муниципальным предприятиям муниципальные гарантии предоставляются без проведения конкурса и без предоставления обеспечения (т.е. без предъявления регрессного требования) в случаях, предусмотренных решением о бюджете, в связи с чем предлагалось исключить из бюджета расходы на коммерческие организации в соответствие с требованиями бюджетного законодательства.

Текущий контроль исполнения бюджета городского округа контрольно-счетная палата осуществляла при подготовке заключений по проектам решений о внесении изменений в бюджет городского округа. Всего за 2008 год контрольно-счетной палатой было подготовлено 12 заключений по проектам решений о внесении изменений в бюджет городского округа Тольятти.

Последующий контроль при проведении экспертно-аналитических мероприятий осуществлялся контрольно-счетной палатой в процессе проведения внешней проверки исполнения бюджета городского округа Тольятти за 2008 год. Согласно ст.264.2 БК РФ годовой отчет об исполнении бюджета городского округа подлежит утверждению муниципальным правовым актом представительного органа городского округа.

До начала рассмотрения Думой годового отчета контрольно-счетной палатой осуществлялась внешняя проверка отчета в соответствии с требованиями ст.264.4 БК РФ, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.

Проверка годовой бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (главных администраторов бюджетных средств) проведена контрольно-счетной палатой в соответствии со ст.264.4 БК РФ.

В контрольно-счетную палату департаментом финансов мэрии городского округа Тольятти была представлена годовая бюджетная отчетность 37 главных администраторов бюджетных средств. При проведении проверки контрольно-счетная палата руководствовалась нормами, предусмотренными Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.08.2007г. №72н. Результаты проверки нашли отражение в Заключении на Отчет мэрии городского округа Тольятти об исполнении бюджета городского округа Тольятти за 2007 год

В Заключении контрольно-счетной палатой были отмечены факты низкого процента исполнения бюджетных назначений по доходам от реализации имущества: при плане 73 000 тыс. руб. фактическое поступление составило 62 189 тыс. руб., или 85,2%. Основными причинами невыполнения плановых назначений являлись длительная процедура подготовки к торгам, несостоявшиеся аукционы.

Отмечено, что муниципальными учреждениями, а именно: МУ «Архивист», МУ «Городской центр геоинформационных систем», МУ «Центр гражданской защиты городского округа Тольятти», МУ «Служба спасения г.Тольятти», МОУ ДПО (ПК) С «Курсы гражданской обороны города Тольятти», МУ «Охрана общественного порядка» - оказание платных услуг в общей сумме 7 088 тыс. руб. осуществлялось без оснований, в нарушение порядка, установленного решением Тольяттинской городской Думы от 14.07.1999г. №598 (в ред. решения Думы от 15.03.2006г.№376) «О Положении о предоставлении платных услуг муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями г.Тольятти».

В Заключении отмечалось, что самые низкие показатели расходов относительно годовых плановых назначений сложились по распорядителям: департамент по строительству и архитектуре мэрии – 59,5%: при плане 989 533 тыс. руб. факт составил 589 175 тыс. руб.; управление земельных ресурсов мэрии – 66,9%: при плане 18 339 тыс. руб., факт составил 12 268 тыс. руб. Расходы на исполнение Адресной инвестиционной программы при годовых плановых назначениях 151 77 тыс. руб. составили всего 128 121 тыс. руб., или 84,4%.

Заключение, содержащее выводы и замечания по исполнению бюджета, рассматривалось на заседаниях профильных постоянных комиссий Думы. На заседании Думы председателем контрольно-счетной палаты был представлен доклад с заключением по отчету об исполнении бюджета городского округа.

Кроме того, КСП осуществила подготовку заключений по итогам исполнения бюджета городского округа Тольятти за 3, 6 и 9 месяцев 2008 года. В частности, в заключении по итогам исполнения бюджета за 9 месяцев 2008 года отмечалось, что исполнение бюджета по расходам за 9 месяцев 2008 года составило 4 411 730 тыс. руб. или 56,9% к годовым бюджетным назначениям. При этом, согласно кассовому плану, исполнение расходов бюджета за 9 месяцев 2008 года должно было составлять 74,1%. Наиболее низкими показателями выполнения плановых назначений 9 месяцев по отношению к годовому плану характеризовались расходы по главным распорядителям: департамент дорожного хозяйства, транспорта и связи – 43,5%, департамент градостроительной деятельности и землепользования – 9,4%, департамент городского хозяйства и экологии - 35,8%.

Специалисты контрольно-счетной палаты участвуют в заседаниях комиссий и рабочих групп по вопросам, отнесенным к ее компетенции: по доработке Устава городского округа Тольятти, по разработке Положения о муниципальном финансовом контроле, осуществляемом Думой городского округа Тольятти, по доработке Регламента Думы городского округа Тольятти, доработке Положения о муниципальном заказе городского округа Тольятти. Также, по запросам и предложениям депутатов готовились справки для представления в постоянные комиссии Думы, в частности, была подготовлена справка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг населением городского округа Тольятти в 2008 году.

V. Осуществление информационной функции.

Деятельность контрольно-счетной палаты в 2008 году периодически освещалась в средствах массовой информации города. Отдельные публикации в городских СМИ о проведенных контрольных мероприятиях послужили основанием для истребования материалов проверок прокуратурой Самарской области.

Согласно письму Министерства управления финансами Самарской области о представлении отчетных форм по проведению мониторинга местных бюджетов в 2008 году в соответствии с указаниями к Порядку проведению мониторинга местных бюджетов в 2008 году (письмо Министерства финансов РФ от 26.03.2008г. №06-04-16/01-70) контрольно-счетная палата ежеквартально представляла отчетные данные о результатах деятельности контрольного органа муниципального образования.

В целях повышения эффективности муниципального финансового контроля, в условиях неполной (недостаточной) правовой регламентации всех аспектов деятельности органов муниципального финансового контроля, контрольно-счетная палата принимает активное участие в деятельности Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации (АКСОР), основными функциями которой является оказание методической помощи по организации и проведению контрольных мероприятий и обмен опытом.

За отчетный период председатель КСП принял участие в работе конференции Муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации в г.Белгороде и конференции Муниципальных контрольно-счетных органов Приволжского федерального округа в г.Волгограде.

Контрольно-счетная палата Думы городского округа в рамках своих полномочий, утвержденных Положением о контрольно-счетной палате Думы городского округа Тольятти, взаимодействует с контрольными органами муниципальных образований Самарской области и других субъектов Российской Федерации.

В 2008 году два главных специалиста контрольно-счетной палаты прошли обучение в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по программе повышения квалификации «Финансовый контроль и управление бюджетными ресурсами муниципальных образований».

VI. Заключительная часть.

В соответствии с Положением о муниципальном финансовом контроле, осуществляемом Думой, утвержденным решением Думы городского округа Тольятти от 04.06.2008г. №909, материалы проверок представлялись председателю Думы.

Председатель Думы направлял материалы проверок мэру городского округа Тольятти, прокурору г.Тольятти и в постоянную комиссию, к предметам ведения которой относится рассмотрение вопроса данной проверки.

Необходимо отметить ответственное и должное внимание со стороны депутатов Думы, которые на своих профильных комиссиях рассматривали вопросы с принятием конкретных решений с предложениями об устранении нарушений и о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения законодательства. В отдельных случаях постоянные комиссии направляли результаты проверок на рассмотрение Думы.

Запланированные контрольные мероприятия в полном объеме исполнены, представлены в Думу и рассмотрены на заседаниях постоянных комиссий, за исключением проверки эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных муниципальному учреждению «Охрана общественного порядка». Рассмотрение вопроса было отложено по просьбе мэрии городского округа Тольятти.

Как и в отчетный период, деятельность контрольно-счетной палаты в 2009 году будет направлена на осуществление финансового контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, управлением и распоряжением муниципальным имуществом. При этом формы и методы контроля ориентируются не только на выявление, но и главным образом на предотвращение финансовых нарушений, создание эффективной системы аудита результативности бюджетных расходов.

С учетом итогов проведенных контрольных мероприятий, считаем необходимым выделить следующие приоритетные направления финансового контроля:

- эффективность расходования средств на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, а также соблюдение требований законодательства при размещении муниципального заказа;

- эффективность управления муниципальным имуществом;

- определение и соблюдение порядка, условий предоставления субсидий юридическим лицам в соответствии с требованиями ст.78 БК РФ;

- эффективное и рациональное использование бюджетных средств в социальной сфере.

Достижение максимальных результатов в ходе осуществления муниципального финансового контроля возможно только при конструктивном взаимодействии представительного и исполнительного органов местного самоуправления городского округа Тольятти. 



Возврат к списку