Контрольно-счетная палата

городского округа Тольятти

Отчет о работе КСП

ОТЧЕТо работе контрольно-счетной палаты Думы городского округа Тольятти за 2010 год

Отчет о работе контрольно-счетной палаты Думы городского округа Тольятти подготовлен в соответствии со статьей 20 Положения о контрольно-счетной палате Думы городского округа Тольятти, утвержденного постановлением Тольяттинской городской Думы от 14.05.2003г. №741 (в редакции Решения от 05.11.2008г. №992) (далее - Положение) и содержит информацию об основных направлениях и результатах деятельности в 2010 году контрольно-счетной палаты (далее - КСП).

В целях выполнения поставленных задач, руководствуясь принципами законности, независимости, объективности и гласности, КСП осуществляла контрольные, экспертно-аналитические и информационные функции, что предусматривало:

- проведение контрольных мероприятий и тематических проверок;

- экспертизу проекта бюджета городского округа;

- проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета городского округа;

- подготовку и представление аналитических материалов по исполнению бюджета городского округа в отчетном году;

- подготовку и представление, на основании обращений постоянных комиссий, аналитических материалов по вопросам, рассматриваемым в комиссиях Думы;

- подготовку и представление информации и справок на запросы правоохранительных органов, организаций и граждан.

1. Основные итоги работы контрольно-счетной палаты в 2010 году

В 2010 году, как и в предыдущие годы, основное внимание уделялось контролю за эффективным и результативным использованием бюджетных расходов, ее деятельность была направлена на предотвращение и выявление нарушений при формировании и исполнении бюджета городского округа, подготовку предложений по укреплению бюджетно-финансовой дисциплины, повышению эффективности управления муниципальными финансами и муниципальной собственностью.

Всего в 2010 году КСП исполнено 44 мероприятия, в том числе:

1) экспертно-аналитических – 25, из них:

- подготовлено 2 заключения по проекту решения «О бюджете городского округа Тольятти на 2011 год и плановый период 2012–2013 годов»;

- подготовлено 3 заключения по итогам исполнения бюджета городского округа Тольятти за 3, 6 и 9 месяцев 2010 года;

- подготовлено 20 заключений по проектам решений городского округа Тольятти о внесении изменений и дополнений в бюджет городского округа на 2010 год;

2) проведена внешняя проверка отчета об исполнении бюджета городского округа за 2009 год;

3) проведено 20 контрольных мероприятий, предусмотренных квартальными планами контрольной деятельности Думы по осуществлению муниципального финансового контроля.

В отчетном периоде проведены проверки денежных средств на общую сумму 3 505 844 тыс. руб., в том числе: выделенных из бюджета в сумме 1 262 595 тыс. руб., средств, полученных от приносящей доход деятельности, в сумме 75 143 тыс. руб., прочих средств (ОАО, МП) в сумме 2 168 106 тыс. руб.

Объем нарушений в использовании бюджетных средств, выявленных КСП в отчетном периоде, составляет 415 429,4 тыс. руб., в том числе:

- нецелевое использование средств - 6 229,3 тыс. руб.;

- неэффективное использование средств - 8 522,4 тыс. руб.;

- ущерб бюджету – 22 321,2 тыс. руб.;

- неправомерное предоставление бюджетных средств – 122 637,7 тыс. руб.

Результаты работы КСП в 2010 году - отчеты проверок и экспертно-аналитические заключения - размещены на web-сайте Думы (www.dumatlt.ru).

2. Контроль за формированием и исполнением бюджета городского округа Тольятти

Одной из основных задач КСП в отчетном периоде являлось обеспечение единой системы контроля за исполнением бюджета городского округа Тольятти, реализуемого на трех последовательных стадиях:

- предварительного контроля проекта бюджета городского округа Тольятти на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов,

- текущего контроля за исполнением бюджета городского округа Тольятти в 2010 году, а также в ходе рассмотрения отдельных вопросов бюджета городского округа Тольятти на заседаниях постоянных комиссий;

- последующего контроля исполнения бюджета городского округа Тольятти за 2009 год.

В рамках предварительного контроля проводилась экспертиза проекта бюджета городского округа Тольятти на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов.

Экспертиза проекта решения Думы о бюджете городского округа Тольятти на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов (далее по тексту – Проект) проведена по вопросам обоснованности доходных и расходных статей, размера долговых обязательств и дефицита бюджета, а также на соответствие бюджетному законодательству.

Текущий контроль исполнения бюджета КСП осуществляла при подготовке заключений по проектам решений о внесении изменений в бюджет городского округа Тольятти.

Всего за 2010 год было подготовлено 19 заключений по проектам решений о внесении изменений в бюджет. В заключениях КСП содержались замечания по осуществлению расходов бюджетных средств и предложения по недопущению нарушений бюджетного законодательства.

Так, например, КСП неоднократно указывала на неправомерность расходования бюджетных средств на погашение задолженности населения перед поставщиками теплоэнергоресурсов за потребленные сверх установленных нормативов потребления объемы. Постановлениями РФ от 23.05.2006г. №306 «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», №307 «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» определен порядок оплаты гражданами коммунальных ресурсов в случае превышения нормативных показателей. В силу положений указанных нормативных правовых актов и ч.1 ст.86 Бюджетного кодекса РФ предлагаемые расходы в виде «Субсидии на возмещение затрат, связанных с корректировкой размера платы граждан за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению для многоквартирных домов, не имеющих общедомовых приборов учета» не могут являться расходными обязательствами бюджета городского округа Тольятти.

КСП также неоднократно указывала на неправомерность отнесения обязанности по уплате налога на имущество, транспортного налога, подлежащих оплате юридическим лицом – мэрией, на структурные подразделения.

В своих заключениях КСП указывала на необоснованность объемов предоставляемых субсидий муниципальным автономным учреждениям, таким как МАУ «Зеленстрой», МАУ «АЭР», МАУ «КДК «Тольятти», в связи с отсутствием экономического обоснования финансовых затрат на выполнение муниципальных услуг; на неправомерность финансирования общественных работ в виде субсидий юридическим лицам; и на другие несоответствия нормам законодательных и муниципальных правовых актов.

Кроме того, КСП осуществила подготовку заключений по итогам исполнения бюджета городского округа Тольятти за 3, 6 и 9 месяцев 2010 года. В заключении по итогам исполнения бюджета за 9 месяцев 2010 года отмечалось, что при планируемом дефиците годового бюджета в 731 569 тыс. руб. в ходе исполнения бюджета за январь-сентябрь 2010 года получен профицит в сумме 664 007 тыс. руб., исполнение бюджета за 9 месяцев 2010 года составило по доходам 84,0%, по расходам 71,2% к годовым бюджетным назначениям.

В рамках осуществления последующего контроля проведена внешняя проверка исполнения бюджета городского округа Тольятти за 2009 год.

Внешняя проверка отчета осуществлялась в соответствии с требованиями ст.264.4 БК РФ, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.

Проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств проведена КСП в соответствии со ст.264.4 БК РФ. В ходе внешней проверки проверено: соблюдение требований приказа Министерства финансов РФ от 13.11.2008г. №128н (в редакции от 09.11.09г. №115н): «Об утверждении Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», полнота и правильность заполнения отчетных форм, внутренняя согласованность соответствующих форм отчетности (соблюдение контрольных соотношений), соответствие плановых показателей, указанных в годовой бюджетной отчетности за 2009 год, показателям решения Думы от 17.12.2008г. №1042 «О бюджете городского округа Тольятти на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», с учетом изменений, внесенных в ходе исполнения бюджета решениями Думы.

В КСП департаментом финансов мэрии городского округа Тольятти была представлена годовая бюджетная отчетность 22 главных администраторов бюджетных средств. Результаты проверки нашли отражение в Заключении на Отчет мэрии городского округа Тольятти об исполнении бюджета городского округа Тольятти за 2009 год.

В Заключении КСП на годовой отчет об исполнении бюджета отмечалось, что при выполнении плановых показателей по доходам на 101,3%, исполнение бюджета по расходам составило всего 95,9%. Самые низкие показатели расходов относительно годовых плановых назначений сложились по распорядителям: управление жилищной политики мэрии – 64,5%; департамент потребительского рынка и предпринимательства – 80,0%.

В Заключении содержались замечания по осуществлению расходов бюджетных средств, так, например, указывалось на неправомерность: формирования и утверждения мэрией муниципальных заданий структурным подразделениям мэрии на оказание муниципальных услуг в общей сумме 334 415,0 тыс. руб.; финансирования органов внутренних дел в виде бюджетных ассигнований на обеспечение выполнений функций бюджетных учреждений в сумме 14 793 тыс. руб.; финансирования МУ «Охрана общественного порядка» в сумме 27 335 тыс. руб. в связи с тем, что вопрос организации охраны общественного порядка на территории городского округа Тольятти и муниципальной милиции на сегодняшний день не является вопросом местного значения; и другие замечания.

Заключение, содержащее выводы и замечания по исполнению бюджета, рассматривалось на заседаниях профильных постоянных комиссий Думы. На заседании Думы председателем КСП был представлен доклад с заключением по отчету об исполнении бюджета городского округа.

3. Основные результаты контрольной деятельности в 2010 году

3.1 Итоги проведенных контрольных мероприятий.

Контрольная деятельность осуществлялась в соответствии с квартальными планами контрольной деятельности Думы по осуществлению муниципального финансового контроля, утвержденными решениями Думы городского округа Тольятти соответственно: от 25.12.2009г. №197, от 17.03.2010г. №249, от 16.06.2010г. №324, от 22.09.2010г. №369. Планы разрабатывались КСП, исходя из задач и функций, на основе решений Думы и предложений, поступивших от депутатов Думы, депутатских объединений, постоянных комиссий.

Результаты контрольных мероприятий, проведенных КСП в 2010 году, представлялись в Думу городского округа Тольятти в виде актов проверок, отчетов и прилагаемых к ним материалов.

В соответствии с Положением о муниципальном финансовом контроле, утвержденным решением Думы городского округа Тольятти от 04.06.2008г. №909, материалы контрольных мероприятий, проведенных КСП в отчетном периоде, направлялись мэру городского округа Тольятти и прокурору г.Тольятти для принятия мер.

За отчетный период контрольно-счетной палатой проведено 20 контрольных мероприятий, предусмотренных квартальными планами, в том числе и 2 проверки, проведенные в рамках внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета.

Информация по контрольным мероприятиям приведена в приложении №1 к Отчету.

В процессе осуществления контрольных мероприятий было охвачено 38 объектов, из них:

структурные подразделения мэрии, в том числе:

- Департамент городского хозяйства (трижды - по различным направлениям деятельности);

- Департамент градостроительной деятельности;

- Департамент потребительского рынка и предпринимательства (дважды - по различным направлениям деятельности);

- Управление физической культуры и спорта;

- Департамент экономического развития;

- Департамент по управлению муниципальным имуществом (дважды - по различным направлениям деятельности);

9 муниципальных учреждений, из них 8- социальной сферы:

- МАУ «Агентство экономического развития»;

- МАУ «Архитектура и градостроительство»;

- МУС СК «Кристалл»;

- МУС СК «Акробат»;

- МОУ ДОД СДЮСШОР «Баскетбол»;

- МУ «Дворец спорта «Волгарь»;

- МОУ ДОД хореографическая школа имени М.М.Плисецкой;

- МОУ ДОД «Дом учащейся молодежи «Икар»;

4 муниципальных предприятия::

- МУП «Инвест-Проект»;

- МП «Тольяттинское троллейбусное управление»;

- МП «Автозаправочная станция»;

- МУП «Пансионат «Звездный»;

2 акционерных общества, учредителем которых является муниципальное образование - городской округ Тольятти в лице мэрии:

- ОАО «Дорожное ремонтно-строительное управление»;

- ОАО «Зеленстрой»;

16 юридических лиц различных форм собственности (заказчики капитального ремонта многоквартирных домов)

3.2. Анализ проведенных контрольных мероприятий

При проведении в 2010 году контрольных мероприятий КСП осуществлялся анализ эффективности и целевого использования бюджетных средств, эффективности администрирования поступлений в бюджет города, достоверности ведения учреждениями бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, эффективности использования муниципальной собственности, соблюдения установленного порядка оплаты труда работников муниципальных учреждений, соблюдения законодательства в сферах осуществления учреждениями предпринимательской деятельности, размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, соблюдения действующего законодательства, имеющего отношение к вопросам проверок.

Одной из главных проблем, выявленной в ходе проведения контрольных мероприятий, является формирование и финансирование выполнения муниципального задания.

В нарушение положений Бюджетного кодекса РФ муниципальное задание формировалось структурным подразделениям мэрии, не являющимися юридическими лицами.

Нормативы финансовых затрат на единицу муниципальной услуги были разработаны не всеми главными распорядителями бюджетных средств, вследствие чего финансирование выполнения муниципальных заданий в ряде случаев признано контрольно-счетной палатой необоснованным.

Отмечается отсутствие должного контроля главными распорядителями бюджетных средств за выполнением муниципального задания.

Уплата налога на имущество юридических лиц структурными подразделениями мэрии городского округа Тольятти также является системным нарушением исполнительного органа – мэрии городского округа Тольятти.

Основные проблемы и нарушения сгруппированы в данном отчете по главным распорядителям бюджетных средств в разрезе контрольных мероприятий и приведены в приложении №2 к Отчету.

В 2011 году в контрольной деятельности КСП планируется осуществить ряд мероприятий, направленных на совершенствование муниципального финансового контроля за использованием бюджетных средств с учетом новых задач и требований, поставленных перед контрольно-счетными органами Счетной палатой России.

При этом наиболее важное значение приобретает дальнейшее развитие аудита эффективности, который позволяет держать под контролем вопрос о соответствии достигнутых результатов деятельности, как планируемым целям, так и по отношению к объемам израсходованных на их достижение бюджетных ассигнований.

В 2011 году КСП планирует осуществить работу по проведению аудита эффективности использования выделяемых бюджетных ассигнований на выполнение целевых программ.

Будет продолжена работа по повышению эффективности муниципального контроля, предполагающего не только критическое осмысление бюджетных процессов, но и совместную с представительным и исполнительным органами местного самоуправления выработку мер и механизмов по повышению результативности использования бюджетных средств.

4. Осуществление информационной функции

Деятельность КСП в 2010 году регулярно, по мере рассмотрения материалов проверок на заседаниях постоянных комиссий и Думы, освещалась в средствах массовой информации. За 2010 год опубликовано более 70 статей по результатам деятельности КСП.

В течение года КСП размещала информацию о деятельности на официальном сайте «Портал органов местного самоуправления городского округа Тольятти». Подготовлена и направлена информация о работе КСП за истекший период в Счетную палату Самарской области.

В 2010 году в рамках обеспечения работы КСП по совершенствованию действующего правового регулирования подготовлены:

- предложения по изменению Положения о бюджетном процессе в городском округе Тольятти в части определения КСП как органа муниципального финансового контроля и участника бюджетного процесса с тем объемом бюджетных полномочий, которые предусмотрены бюджетным законодательством;

- по результатам проведенных контрольных мероприятий предложения мэрии по разработке нормативов финансовых затрат на выполнение муниципального задания по оказанию муниципальных услуг в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта.

Указанные инициативы были рассмотрены и приняты соответствующие решения Думой городского округа Тольятти и отраслевыми департаментами мэрии.

Председатель контрольно-счетной палаты, специалисты принимают активное участие в работе постоянно действующих рабочих групп по доработке Устава городского округа Тольятти, Регламента Думы городского округа Тольятти, по вопросам оптимизации тарифной политики и организации работы жилищно-коммунального хозяйства в городском округе Тольятти.

В целях повышения эффективности муниципального финансового контроля КСП принимает активное участие в деятельности Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации, основными функциями которого является совместно с Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации (АКСОР) и Счетной палатой Российской Федерации оказание методической помощи по организации проведения контрольных мероприятий и обмен опытом.

За отчетный период председатель КСП и его заместитель приняли участие в Межрегиональном семинаре-совещании муниципальных контрольно-счетных органов, которое состоялось в г.Ульяновске.

В работе 9-й конференции Союза муниципальных контрольно-счетных органов по теме «Проблемы повышения эффективности внешнего финансового контроля в условиях бюджетной реформы», прошедшей 24-25 мая 2010г. в г.Сочи, принял участие председатель КСП.

За прошедший год прошли обучение в Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по программе повышения квалификации «Финансовый контроль и управление бюджетными ресурсами муниципальных образований» 2 специалиста и краткосрочный курс подготовки в рамках двухдневного семинара «Муниципальный контроль и организационная структура местного самоуправления», организованный Фондом содействия реформам местного самоуправления при поддержке Всероссийского Совета местного самоуправления – 2 специалиста

По результатам аттестации, проведенной в 2010 году, все работники КСП соответствуют замещаемой муниципальной должности, 4 специалиста включены в кадровый резерв для замещения вакантной муниципальной должности.

5. Заключительная часть

В отчетном периоде деятельность КСП Думы полностью соответствовала основным задачам и направлениям, утвержденным Положением о контрольно-счетной палате Думы городского округа Тольятти.

Результаты контрольной и экспертно-аналитической деятельности рассматривались на заседаниях профильных постоянных комиссий. Информация о принятых мерах по установленным нарушениям мэрией направлялась в постоянные комиссии, на которые возложен контроль за реализацией принятых решений.

Сравнительный анализ с предыдущим периодом показывает положительные тенденции в части реализации предложений КСП и решений постоянных комиссий.

Однако, нормативно-правовая неурегулированность отдельных вопросов взаимодействия Думы и мэрии имеет негативные последствия для осуществления финансового контроля на должном уровне за эффективностью и результативностью использования бюджетных средств и имущества. Так, например, на сегодня отсутствует механизм реализации представления в КСП проектов долгосрочных целевых программ и подготовки экспертизы указанных программ.

Следует отметить, что с принятием Федерального закона от 07.02.2011 г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» наиболее актуальные вопросы деятельности контрольно-счетных органов будут урегулированы. Закон вступает в силу с 1октября 2011 года.

Достаточно полно и четко определены полномочия контрольно-счетных органов, самостоятельность планирования своей деятельности с учетом поручений представительного органа местного самоуправления и глав муниципальных образований, внесение представлений и направление предписаний в органы местного самоуправления, муниципальные органы и проверяемые организации. 



Возврат к списку