Контрольно-счетная палата

городского округа Тольятти

Отчет о работе КСП

 

ОТЧЕТ

о деятельности контрольно-счетной палаты

городского округа Тольятти за 2015 год

 

Настоящий отчет о деятельности контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти за 2015 год подготовлен в соответствии с ч.2 ст.20 Положения о контрольно-счетной палате городского округа Тольятти, утвержденного решением  Думы городского округа Тольятти от 22.01.2014 № 169 (далее – Положение о контрольно-счетной палате).

 

 

1. Общие сведения

 

Основы деятельности контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти  (далее – КСП) определены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), Федеральным законом от 06.10.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Уставом городского округа Тольятти, Положением о контрольно-счетной палате, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Самарской  области, правовыми актами городского округа Тольятти.

На основании ст. 1 Положения о контрольно-счетной палате КСП является органом местного самоуправления и не обладает правами юридического лица.

Контрольно-счетная палата осуществляет полномочия, определенные Положением о контрольно-счетной палате городского округа Тольятти, утвержденным решением Думы городского округа Тольятти от 22.01.2014 №169 (с изменениями от 04.03.2015 №632).

Необходимо отметить, что муниципальные контрольно-счетные органы не наделены законодательно установленными полномочиями по устранению  нарушений, недостатков и замечаний, выявленных по результатам мероприятий внешнего муниципального финансового контроля.  Механизм устранения нарушений осуществляется исполнительным и представительным органом местного самоуправления.

 

2. Основные направления деятельности палаты в 2015 году

 

Реализацию поставленных перед контрольно-счетной палатой задач в отчетном периоде обеспечивали 5 структурных подразделений: контрольно-ревизионный отдел, экспертно-аналитический отдел, отдел бюджетного анализа, отдел аудита эффективности закупок, сектор правового и организационного обеспечения, представляющих собой достаточный потенциал для исполнения полномочий органа внешнего муниципального финансового контроля.

Контрольно-счетной палатой разработано 8 стандартов внешнего муниципального финансового контроля, которые применяются при исполнении полномочий.

В соответствии со ст. 13 Положения о КСП в отчетном периоде проведено 43 заседания коллегии контрольно-счетной палаты, на которых рассматривались актуальные вопросы деятельности, а также утверждались ежеквартальные планы работы, представления и предписания, составленные по результатам контрольных мероприятий. 

Результаты работы КСП в 2015 году - отчёты и заключения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий размещены в сети Интернет  на  официальном сайте контрольно-счетной палаты (www.ksp-tlt.ru).

 

3. Основные результаты, показатели по направлениям деятельности

контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти в 2015 году

 

3.1. Основные результаты деятельности контрольно-счетной

палаты в 2015 году

 

На основании ст.11 Положения о контрольно-счетной палате городского округа Тольятти Планы работы контрольно-счетной палаты на 2015 год (поквартально) рассматривались на заседаниях коллегии КСП и утверждались распоряжениями председателя контрольно-счетной палаты.

В соответствии с утвержденными планами работы в 2015 году контрольно-счетная палата осуществляла следующие виды деятельности: экспертно-аналитическую, контрольную, информационную, а также иные виды деятельности, обеспечивая единую систему внешнего финансового контроля.

В целях обеспечения надлежащего контроля за управлением бюджетными ресурсами и муниципальным имуществом, контрольно-счетной палатой в течение отчетного года, посредством реализации предварительного и последующего контроля было проведено:

- 24 мероприятия на 30-ти объектах контроля;

и подготовлено:

- 18 экспертных заключений по вопросам бюджета;

- 125 экспертных заключений на проекты муниципальных правовых актов;

- 4 заключения по аудиту эффективности закупок.

План работы КСП в 2015 году по экспертно-аналитическим и контрольным мероприятиям выполнен на 100%.

За 2015 год включено в план 23 мероприятия, из них:

·                     по поручениям Думы – 18 мероприятий или 78,3%,

·                     самостоятельно включено – 3 или 13,1% (МП «Гео-Лэнд», ДЦП «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городском округе Тольятти» за 2011-2013 годы на выполнение мероприятий в связи с признанием многоквартирного дома по адресу ул. Ворошилова, 55 непригодным для проживания, а также средств резервного фонда мэра городского округа Тольятти в 2011-2013 годах на эти цели», аудит эффективности закупок заказчика МБУДО СДЮСШОР № 12 «Лада» городского округа Тольятти),

·                     по обращению Прокуратуры г. Тольятти – 1 или 4,3% (проверки использования бюджетных средств, выделенных МБДОУ детский сад №48 «Дружная семейка» на капитальный ремонт помещений и благоустройство прилегающей территории),

·                     выделено из поручений в самостоятельную проверку – 1 или 4,3% (ОАО «УК ЖКХ №2»).

По состоянию на 31.12.2015 фактически выполнено 24 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, с учетом 1-го  контрольного мероприятия (МАУИ «Драматический театр «Колесо» имени народного артиста России Г.Б. Дроздова»), начатого в 2014 году и законченного в 2015 году (переходящее).

В отчётном периоде объем проверенных средств в результате контрольных и экспертно-аналитических мероприятий составил в общей сумме 6 166 982,9 тыс. руб., в том числе: выделенных из бюджета в сумме 1 103 333,3 тыс. руб. или 17,9%; средств, полученных от приносящей доход деятельности в сумме 127,0 тыс.руб. или 0,002%; прочих средств (в том числе муниципального имущества)  в сумме 5 063 522,6 тыс. руб. или 82,1 %.

Объем проверенных средств в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличился на 3 504 863,3 тыс. руб. (6 166 982,9 т.р. – 2 662 119,6 т.р.) или на 131,7%.

 

Анализ объема проверенных средств за 2015 год в сравнении с предыдущим 2014 годом приведен в диаграмме № 1.

 

 

Диаграмма № 1

Из анализа объема проверенных средств видно, что в 2015 году прочие средства (муниципальные предприятия, ОАО, муниципальное имущество) в общем объеме составляют  82,1 %, что на 54,4 % больше, чем в 2014 году. Необходимо отметить, что увеличение объема проверенных средств хозяйствующих субъектов влечет за собой увеличение объема проверяемых документов, и как следствие, времени проведения проверок.

 

3.2. Результаты контрольно-ревизионной деятельности  и экспертно-аналитических мероприятий на объектах контроля за 2015 год

 

В 2014 году проведено 15 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

В 2015 году проведено 24 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, что на 60% больше, чем в предыдущем периоде. В отчетном периоде данное количество мероприятий осуществлялось 4 группами. Средний показатель количества проверок составляет 6 мероприятия на 1 группу в год (24:4). Ежемесячное количество проведенных мероприятий в 2015 году (2,0) выше ежемесячного количества мероприятий, проведенных в 2014 году (1,7) на 17,7%.

Необходимо отметить, что одно мероприятие может в себя включать несколько проверяемых объектов, так например: «Анализ и оценка эффективности расходования бюджетных средств в рамках долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городском округе Тольятти» за 2011-2013 годы на выполнение мероприятий в связи с признанием многоквартирного дома по адресу ул.Ворошилова, 55 непригодным для проживания, а также средств резервного фонда мэра городского округа Тольятти в 2011-2013 годах на эти цели» мероприятие проведено на 6-ти объектах - структурных подразделениях мэрии городского округа Тольятти: Департамент градостроительной деятельности; Департамент городского хозяйства; Департамент по управлению муниципальным имуществом; Управление потребительского рынка; Департамент экономического развития; Департамент общественной безопасности; «Анализ и оценка эффективности расходования в 2014 году бюджетных средств в рамках исполнения мероприятий муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства городского округа Тольятти на 2014 - 2017 годы»» мероприятие проведено на 3-х объектах: Департамент экономического развития; МАУ «Агентство экономического развития»; Муниципальный фонд поддержки и развития  субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа Тольятти «Бизнес-Гарант».

Анализ контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по проверяемым объектам представлен в таблице № 1.

Таблица № 1 (кол-во)

Проверяемые объекты

2014 год

2015 год

Муниципальные предприятия

3

4

Муниципальные учреждения, в т.ч. казенные

7

8

Структурные подразделения мэрии (ГРБС)

4

10

Автономные некоммерческие организации

-

3

Муниципальные фонды

2

1

Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью

2

4

Итого

18

 30

 

Таким образом, количество объектов контроля в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилось на 66,7%. В 2015 году из 30 объектов контроля проверено 9 хозяйствующих субъектов (МП, ОАО, Фонд), что составляет 30,0%.

Объём нарушений, выявленных КСП в отчётном периоде составляет в общей сумме 1 521 815,3 тыс. руб., в том числе:

·      ущерб бюджету – 4 655,9 тыс. руб. (0,3%);

·      нецелевое использование бюджетных средств – 183,3 тыс. руб. (0,01%);

·      неэффективное использование средств – 165 982,6 тыс. руб. (10,9%);

·      неправомерное (необоснованное) предоставление бюджетных средств –         84 283,4 тыс. руб. (5,54%);

·      неправомерные (необоснованные) расходы бюджетных средств –                            35 408,2 тыс. руб. (2,3%);

·      недополученный доход бюджета –23 927,6 тыс. руб. (1,6%);

·      нарушения при осуществлении приносящей доход деятельности –                     127,0 тыс. руб. (0,01%);

·      нарушения при ведении бухгалтерского учета - 85 019,7 тыс. руб. (5,6%);

·      прочие нарушения –1 122 227,6 тыс. руб. (73,74%). (Приложение № 1 к отчёту).

Сравнительный анализ нарушений, установленных в 2014-2015 годах,  представлен в диаграммах № 2 и № 3.

Диаграмма № 2

Диаграмма № 3

Сравнительный анализ нарушений, установленных по результатам проведенных мероприятий на объектах контроля за 2014 и 2015 годы показывает:

- по прочим нарушениям увеличение по сравнению с 2014 годом составило на 1 041 769,0 тыс. руб. (1 122 227,6 т. р.  - 80 458,6 т. р.) или в 13,9 раза;

- по неэффективному использованию средств увеличение по сравнению  с 2014 годом составило на 48 236,1 тыс. руб. (165 982,6 т. р. - 117 746,5 т. р.) или в 1,4 раза;

- по ущербу бюджета увеличение по сравнению  с2014 годом  составило на 4 655,9 тыс. руб. (4 655,9 т. р. - 0);

- по нецелевому использованию средств увеличение по сравнению с 2014 годом составило на 109,9 тыс. руб. (183,3 тыс. руб.-73,4тыс. руб.) или в 2,5 раза;

- по недополученному доходу бюджета увеличение по сравнению с 2014 годом составило на 3 523,3 тыс. руб. (23 927,6 тыс. руб.- 20 404,3 тыс. руб.) или в 1,2 раза.

 В 2015 году основными видами нарушений по прочим нарушениям являются невыполнение требований федерального законодательства и муниципальных правовых актов при осуществлении финансово - хозяйственной деятельности и использовании муниципального имущества объектами контроля.   

Одной из главных проблем, выявленных в ходе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, является несоблюдение норм бюджетного законодательства при формировании муниципального задания на выполнение муниципальных услуг.

При формировании муниципальных заданий финансовые затраты на единицу муниципальных услуг формируются без экономического обоснования, вследствие чего финансирование выполнения муниципальных заданий в ряде случаев было признано необоснованным. Не всеми главными распорядителями бюджетных средств разработаны и утверждены нормативы финансовых затрат на единицу муниципальной услуги. Следует отметить, что в 2015 году мэрией принят муниципальный правовой акт, регулирующий предоставление муниципальных услуг на частично-платной для расчета нормативных затрат муниципального задания в учреждениях культуры (постановление мэрии городского округа Тольятти от 27.02.2015 №558-п/1).

В 2015 году установлен факт финансирования муниципального задания Учреждения без наличия лицензии на образовательную деятельность (МБУ ДО СДЮСШОР № 11 «Бокс»).

Также выявлена тенденция образования остатков субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий муниципальных учреждений за предыдущие финансовые годы. Так, при проведении экспертно-аналитического мероприятия по МП «Развитие малого и среднего предпринимательства городского округа Тольятти на 2014 - 2017 годы» установлено, что остаток средств субсидии 2014 года, предоставленной МАУ «АЭР» на выполнение муниципального задания на лицевом счете учреждения по состоянию на 01.01.2015 составил 8 887,4 тыс. руб. или 90,3% от перечисленной субсидии.

В 2015 году основными видами неэффективного использования  бюджетных средств в нарушение ст.34 Бюджетного кодекса РФ являются: не достигнутые ожидаемые результаты по утвержденным муниципальным программам, а так же приобретение за счет бюджетных средств сверхлимитных материальных запасов.

Также в 2015 году установлены факты не перечисления в бюджет городского округа отчислений от прибыли из-за несвоевременного отражения доходов предприятия (МП «Гео-Лэнд»).

По результатам проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий мэрии городского округа направлялись предложения: формировать муниципальные задания на основании нормативов финансовых затрат на единицу муниципальной услуги; в полной мере осуществлять функции главного распорядителя бюджетных средств по контролю за исполнением муниципальных заданий подведомственных учреждений и анализу причин образующихся остатков субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий, неиспользуемых учреждениями в течение  текущего (очередного) финансового года; разработать и утвердить муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление муниципальных услуг на частично-платной основе.

КСП выявлены случаи заключения учреждениями крупных сделок без предварительного согласия учредителя в нарушение норм федерального законодательства (МП «Гео-Лэнд», МП «УК № 4», МУП Пансионат «Звездный»).

Также установлены нарушения в использовании муниципального имущества, а именно: неэффективное использование муниципального имущества, в том числе земельных участков; отсутствие государственной регистрации права на переданное муниципальное имущество (ОАО «ПО КХ», МУП «Спецкомбинат», МУП Пансионат «Звездный», МП «УК № 4», МП «Гео-Лэнд»).

За 2015 год прослеживается увеличение нарушений ведения бухгалтерского учета объектами контроля по сравнению с 2014 годом на 76 015,6 тыс. руб. (85 019,7 т. р. -  9 004,1 т. р.) или в 9,4 раза. Данные нарушения в основном установлены при проведении проверок хозяйствующих субъектов.

По ряду показателей наблюдается тенденция снижения объемов выявленных нарушений, а именно:

          - неправомерное (необоснованное) предоставление бюджетных средств, установленное в 2015 году, меньше на 331 171,0 тыс. руб. (415 454,4 т.р.- 84 283,4 т. р.), чем в  2014 году или на 79,7%;

          - неправомерные (необоснованные) расходы бюджетных средств, установленные в 2015 году, меньше на 705 897,5 тыс. руб. (741 305,7 т. р. - 35 408,2 т. р.), чем в  2014 году или на 95,2%.

Данная тенденция объясняется тем, что одним из основных показателей финансового контроля является не столько количество выявленных нарушений, сколько само предупреждение их возникновения. В ходе проведения контрольных мероприятий КСП уделяется большое внимание анализу предпосылок возникновения нарушений  и своевременного обращения на них внимания организаций - объектов контроля.

С целью устранения нарушений по результатам проведенных мероприятий на объектах контроля в 2015 году КСП направлено 2 представления на устранение выявленных нарушений (МБУ «Зеленстрой», МБУИ «Драматический театр «Колесо»), 2 предписания на возврат денежных средств в бюджет городского округа (МБУ «Зеленстрой», МБУС «Стадион «Труд») (Приложение № 2 к отчету).

В течение года объектами контроля устранены нарушения в виде: постановки на учет переданного в безвозмездное пользование муниципального имущества; устранения нарушений бухгалтерского учета (Приложение № 2 к отчету).

Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведённых КСП в 2015 году, в соответствии с ч.8 ст.6 Порядка осуществления контрольно-счетной палатой городского округа Тольятти полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю, утвержденного решением Думы городского округа Тольятти от 19.02.2014 №197 (далее Порядок), представлялись в Думу городского округа Тольятти, мэру городского округа Тольятти в виде отчётов по проведенным контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям, а также размещались на сайте контрольно-счетной палаты.

Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных в 2015 году, в полном объеме рассмотрены на заседаниях комиссии по контролю, общественной безопасности и соблюдению депутатской этики Думы с принятием соответствующих решений.

Согласно информации, направленной мэром городского округа Тольятти в КСП по итогам рассмотрения Отчетов, часть предложений КСП по  нарушениям и недостаткам, выявленным на объектах контроля,  приняты и будут учтены в дальнейшей работе на общую сумму 1 235 963,1 тыс. руб. или 81,2%. (Приложение № 2; 4 к отчету).

 

          3.3.Результаты экспертно-аналитической деятельности в 2015 году

Экспертно-аналитические мероприятия в 2015 году были направлены на обеспечение единой системы контроля формирования и исполнения бюджета городского округа Тольятти, реализуемого посредством последующего и предварительного контроля.

Динамика количества экспертно-аналитических мероприятий, проведенных КСП 2013-2014гг. не проводилась вследствие отсутствия в данных годах таких экспертно-аналитических мероприятий как финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов, аудит эффективности закупок в связи с наделением полномочий КСП по осуществлению данной экспертно-аналитической работы только с 2014 года.

 

3.3.1. Контроль исполнения и формирования бюджета

городского округа Тольятти

Важное значение при осуществлении контроля за исполнением городского бюджета, придавалось обеспечению системной взаимосвязи бюджетного контроля с проводимыми контрольно-счетной палатой мероприятиями в рамках экспертно-аналитической и контрольно-ревизионной деятельности.

Внешней проверкой исполнения бюджета в 2015 году установлены факты нарушения отдельными ГАБС порядка составления, заполнения и представления годовой бюджетной отчетности, определенного приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 №191н (в ред. от 19.12.2014 №157н) «Об утверждении Инструкции оп порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджета бюджетной системы  РФ».

В рамках контроля исполнения бюджета в 2015 году КСП осуществлялся ежеквартальный мониторинг исполнения бюджета, а также проводилась экспертиза проектов решений Думы о внесении изменений в действующее решение о бюджете.

За 2015 год КСП подготовлены заключения на 13 проектов решений Думы о внесении изменений в решение Думы городского округа Тольятти от 10.12.2014 №558 «О бюджете городского округа Тольятти на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Проведение ежеквартального мониторинга исполнения бюджета позволило отслеживать выполнение показателей бюджета в режиме реального времени, выявляя возможные риски. КСП подготовлено три заключения на отчеты мэрии об исполнении бюджета городского округа Тольятти за I квартал, I полугодие, 9 месяцев. Результаты ежеквартального мониторинга направлялись в Думу. Заключения по результатам экспертизы отчетов об исполнении городского бюджета размещены на официальном сайте контрольно-счетной палаты.

По итогам 2015 года КСП отмечает систематическое недовыполнение плановых показателей по налогу на доходы физических лиц и единому налогу на вмененный доход, земельного налога.

В рамках предварительного контроля бюджета в 2015 году важным мероприятием является проведенная КСП экспертиза проекта решения Думы «О бюджете городского округа Тольятти на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», по результатам которой отмечены имеющиеся проблемы с доходной частью бюджета в 2015 году.

 

3.3.2.Результаты финансово-экономической экспертизы за 2015 год

 

3.3.2.1. Экспертиза проектов муниципальных правовых актов

 

В 2015 году в целях проведения финансово-экономической экспертизы в контрольно-счетную палату от мэрии городского округа Тольятти поступил 131 проект муниципальных правовых актов, касающихся расходных обязательств городского округа Тольятти.

В 2015 году экспертно-аналитическим отделом КСП подготовлено 125 заключений на проекты муниципальных правовых актов, в том числе 20 – отрицательных (16,3%); 5 – с предложением главным распорядителям бюджетных средств самостоятельно решить вопрос о целесообразности принятия проекта МПА (4%); 18 – по результатам повторной финансово-экономической экспертизы.

При отрицательных экспертизах проводился возврат документов, основными причинами которого являлись: отсутствие финансово-экономического обоснования (15), пояснений по механизму финансирования принимаемого расходного обязательства (2),  неправильное применение норм действующего законодательства  (2) (при расчете выплаты компенсации за найм жилого помещения работникам здравоохранения применялись нормы трудового законодательства), отсутствие порядка определения объема предоставляемых субсидий (1).

Для проведения повторной экспертизы было направлено 18 из вышеуказанных проектов, по которым подготовлено 18 повторных заключений.

 

3.3.2.2. Экспертиза муниципальных программ

 

В 2015 году новое полномочие по проведению экспертизы  проектов муниципальных программ не реализовывалось, проекты программ на экспертизу не поступали.

Для проведения финансово-экономической экспертизы от мэрии в 2015 году поступило 2 вновь утвержденные муниципальные программы: «Благоустройство территории городского округа Тольятти на 2015-2024 годы» и «Профилактика наркомании населения городского округа Тольятти на 2016-2018 годы».

По состоянию на 31.12.2015 проведена финансово-экономическая экспертиза с подготовкой заключения на МП «Благоустройство территории городского округа Тольятти на 2015-2024 годы».

В связи с тем, что МП «Профилактика наркомании населения городского округа Тольятти на 2016-2018 годы» для проведения финансово-экономической экспертизы поступила 30.12.2015, заключение подготовлено 15.01.2016 (данное мероприятие будет учтено в отчете за 2016 год).

Основными замечаниями в рамках экспертизы муниципальной программы являлись:

1.                 недостаточность представленных финансово-экономических обоснований запланированных объемов финансирования муниципальных программ;

2.                 отсутствие единого подхода к планированию финансового обеспечения мероприятий;

3.                 отсутствие базового значения индикаторов результатов мероприятий либо установленных показателей при наличии финансирования;

4.                  отсутствие в разделе «Ожидаемые социально-экономические (экологические) последствия реализации муниципальной программы» общей оценки вклада муниципальной программы в социально-экономическое развитие городского округа Тольятти в нарушение п. 3.4.1.7 постановления мэрии городского округа Тольятти от 12.08.2013 № 2546-п/1 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации, оценки эффективности муниципальных программ городского округа Тольятти».

 

3.3.3. Результаты аудита эффективности закупок

 

Аудит эффективности закупок, товаров, работ, услуг для муниципальных нужд в отчетном периоде проводился в части анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

В период 2015 года проведено 4 мероприятия по аудиту эффективности закупок согласно плану работы КСП на 2015 год.

Общий объем финансовых средств, охваченный аудитом эффективности закупок в рассматриваемом периоде, составил 145 171,5 тыс. руб. По результатам проведения аудита закупок установлено: сумма неправомерно израсходованных бюджетных средств составила 8 439,5 тыс. руб. (109,5 тыс. руб. – оплата за фактически невыполненные работы; 4 565,9 тыс. руб. – дублирование оплаты, вследствие включения в акты выполненных работ затрат, уже учтенных в нормах накладных расходов подрядчика; 3 764,1 тыс. руб. – оплата за выполненные работы на объекте, не относящемуся к объектам муниципальной собственности), сумма недополученного дохода в бюджет городского округа в виде пеней и штрафных санкций составила 2 659,8 тыс. руб.

Результаты аудита представлялись в Думу городского округа Тольятти, мэру городского округа Тольятти в виде квартальных отчетов по проведенному аудиту эффективности закупок, а также размещались на сайте контрольно-счетной палаты.

Основными нарушениями, выявленными в ходе проведения аудита, являются: размещение недостоверной, либо не полной информации по закупкам на сайте закупок; несвоевременное размещение отчетов об исполнении контракта, несоответствие  формы отчетов об исполнении контракта установленным нормам;  неправомерное продление срока действия контрактов (договоров); оплата за выполненные работы, услуги, не относящиеся к полномочиям муниципального образования и прочие.

В 2015 году аудит эффективности закупок охватывает весь процесс закупки, включая: 1) этап планирования закупки, 2) этап осуществления закупки, 3) этап исполнения закупки.

По итогам проведенных мероприятий контрольно-счетной палатой направлена информация департаменту экономического развития мэрии городского округа Тольятти, как органу мэрии городского округа Тольятти, уполномоченному на осуществление контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд, с предложением рассмотреть информацию о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок. Кроме того, даны рекомендации учреждениям, осуществляющим закупки, по соблюдению требований действующего законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и нормативных правовых актов, при этом главным распорядителям бюджетных средств даны рекомендации по обеспечению надлежащего контроля за результативностью и экономностью использования бюджетных средств подведомственными учреждениями.

Согласно информации, представленной мэром городского округа Тольятти, в отношении 2-х объектов (МБУДО СДЮСШОР № 12 «Лада», использование бюджетных средств, предусмотренных на ремонт памятников, памятных знаков и благоустройство прилегающих к ним территорий в рамках подготовки к празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне) будет проведена проверка департаментом экономического развития мэрии (контролирующий орган) соблюдения требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок для муниципальных нужд. 

 

 

 

 

4. Сведения о судебных процессах

 

За отчетный период в арбитражных судах и судах общей юрисдикции рассматривались материалы 7 контрольных мероприятий, из них: проведенных в 2014 году - 4 (мэрии городского округа Тольятти, МАУ «Агентство экономического развития», МБУ «Новости Тольятти», МБОУДОД КСДЮСШОР №13 «Волгарь») и за 2015 год - 3 (МАУИ «Драматический театр «Колесо» им. Г.Б. Дроздова», МБУ «Зеленстрой», МБУС «Стадион «Труд»).

Производства по арбитражным судебным делам, возбужденным по заявлениям мэрии г.о.Тольятти, МАУ «Агентство экономического развития», МБУ «Новости Тольятти», МАУИ «Драматический театр «Колесо» им. Г.Б.Дроздова», МБУ «Зеленстрой», прекращены в связи с неподведомственностью данных споров арбитражному суду.

Результаты рассмотрения данных материалов представлены в Приложении №3 к отчету.

В отчетном периоде контрольно-счетной палатой составлялись 3 протокола об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.5 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», в отношении МБУ «Зеленстрой», МБОУ ДОД КСДЮСШОР №13 «Волгарь», ОАО «Лифтэлектросервис». В связи с тем, что решением Самарского областного суда от 20.05.2015 статья 10.5 Закона № 115-ГД признана противоречащей закону и недействующей со дня вступления решения суда в законную силу, производства по делам об административных правонарушениях в отношении МБУ «Зеленстрой» и ОАО «Лифтэлектросервис» были прекращены. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном МБОУ ДОД КСДЮСШОР №13 «Волгарь», мировым судьей вынесено постановление о назначении  административного штрафа в размере 10,0 тыс. руб.

                   

 

 

 

                5. Взаимодействие с правоохранительными органами

 

Контрольно-счетной палатой заключены Соглашения о порядке взаимодействия с: Следственным отделом по г. Тольятти СУ СК России по Самарской области; Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой №2 по Самарской области; Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой №19 по Самарской области; У МВД России по г.Тольятти.

Результаты 19-ти проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направлялись в Прокуратуру, как по запросам, так и в рамках реализации полномочий контрольно-счетной палаты, для принятия мер реагирования на нарушения действующего законодательства (Приложение № 2;4 к отчету). По 9 материалам, что составляет 47,4%, Прокуратурой города приняты следующие меры реагирования:

·  в адрес мэра направлены 4 представления (МП «Охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных в границах городского округа Тольятти, на 2014-2018 годы»; МП «Гео-Лэнд»; МУП Пансионат «Звездный»; МП «УК № 4»);

·           в У МВД России по г.Тольятти направлены материалы для проведения проверки – 4 (МАУИ «Драматический театр «Колесо» им.Г.Б. Дроздова»; использование бюджетных средств, выделенных на строительство жилого дома экономического класса на земельном участке по адресу: г.Тольятти, ул.Л.Толстого, 23; использование бюджетных средств в рамках ДЦП «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городском округе Тольятти» на выполнение мероприятий в связи с признанием многоквартирного дома по адресу ул.Ворошилова, 55 непригодным для проживания, и предусмотренных на выполнение работ по восстановлению эксплуатационных характеристик многоквартирного жилого дома по адресу: ул.Ворошилова, 55; по использованию бюджетных средств, предусмотренных МБУС «Стадион «Труд» на снос зданий и сооружений футбольно-легкоатлетического ядра стадиона «Труд»);

·  проводится дополнительная проверка с целью решения вопроса о направлении материалов в следственные органы – 1 (ОАО «УК № 2»).

По результатам проведенной У МВД России по г. Тольятти проверки направленных материалов, отказано в возбуждении уголовного дела по использованию бюджетных средств: МАУИ «Драматический театр «Колесо» им.Г.Б. Дроздова»; в рамках ДЦП «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городском округе Тольятти» на выполнение мероприятий в связи с признанием многоквартирного дома по адресу ул.Ворошилова, 55 аварийным.

На момент утверждения данного отчета правоохранительными органами проводится проверка по 3-м материалам: использование бюджетных средств, выделенных на строительство жилого дома экономического класса на земельном участке по адресу: г.Тольятти, ул.Л.Толстого, 23; ОАО «УК ЖКХ № 2»; МБУС «Стадион «Труд».

                                          Заключение

 

Один из актуальных вопросов в области государственного управления и финансовой деятельности – создание эффективной системы финансового контроля.

В последние годы в законодательство внесены изменения, направленные на расширение полномочий контрольно-счетных органов. Внесены соответствующие поправки в Бюджетный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.  Все эти меры направлены на законодательную регламентацию обеспечения и надлежащего контроля за использованием бюджетных средств.

В новой редакции статьи 157 Бюджетного кодекса контрольно-счетные органы наделены полномочиями по осуществлению аудита эффективности, направленного на определение экономности и результативности использования бюджетных средств.

Проблема повышения эффективности бюджетных расходов является приоритетной, так как следствием неэффективных расходов являются избыточные или безрезультатные траты, наносящие значительный ущерб бюджету. Неэффективные расходы – это, прежде всего, результат неправомерных решений, принимаемых соответствующими должностными лицами, действия которых в определенных обстоятельствах могут быть квалифицированы как уголовно наказуемые деяния.

В бюджетном кодексе Российской Федерации неэффективное расходование не обозначено и не квалифицируется как вид нарушения. Соответственно, за нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств не предусмотрены ответственность или меры принуждения.

Необходимость обеспечения эффективности расходования бюджетных средств отнесено к основополагающим принципам бюджетного законодательства, контроль за соблюдением которого составляет предмет государственного и муниципального финансового контроля.

Текущая ситуация обуславливает необходимость установления наказания за нарушения бюджетного законодательства и ответственности за неэффективное использование бюджетных средств.

Также в практике деятельности контрольно-счетных органов на муниципальном уровне существует такая проблема, как отсутствие в законодательстве нормы о неукоснительном выполнении объектами контроля представления о принятии мер по устранению выявленных нарушений и недостатков. Не установлена обязанность объектов контроля исполнять требования представлений контрольно-счетных органов, а только предусмотрена обязанность уведомить о принятых решениях и мерах.

Следует отметить, что одним из действенных механизмов обеспечения соблюдения законодательства объектами контроля является привлечение к ответственности по фактам нарушений, выявляемых в ходе контрольных мероприятий. Что касается контрольно-счетных органов муниципальных образований, то в настоящее время их должностным лицам такое право не представлено.     

Более того, действующим законодательством не определены участники бюджетного процесса, обладающие правом обращения в суд в качестве истица в защиту интересов бюджета (казны) субъекта Российской Федерации или муниципального образования (с иском о взыскании ущерба, причиненного в результате незаконных действий должностных лиц объектов контроля; заявлением об обязании объектов контроля устранить допущенные нарушения бюджетного законодательства – восстановить в бюджет средства, израсходованные незаконно или по нецелевому назначению и т.д.).

Контрольно-счетные органы вправе обратиться в суд только в случае нарушения своих гражданских прав или законных интересов органа, как юридического лица. Право на обращение в суд в защиту интересов бюджета, в том числе в обеспечение исполнения своих актов реагирования, контрольно-счетные органы не обладают.

Внесением соответствующих изменений в действующее законодательство необходимо наделить контрольно-счетные органы правом обращения в суд в качестве истица в защиту интересов бюджета (казны) муниципального образования.

Таким образом, анализ действующего законодательства в области финансового контроля показывает, что нормы федерального и регионального законодательства не в полной мере обеспечивают правовое регулирование, соответствующее целям и задачам, стоящим перед контрольно-счетными органами муниципальных образований.

Подводя итоги деятельности контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти за 2015 год можно отметить, что в целях предотвращения в дальнейшем нецелевого, неправомерного и неэффективного использования бюджетных средств принимались следующие меры.

В течение отчетного года результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направлялись в Думу городского округа Тольятти и мэру городского округа Тольятти. В направляемых материалах отражались как результаты проведенных мероприятий, так и предложения по устранению выявленных нарушений, характеристика причин способствующих возникновению нарушений, а также предлагались меры, реализация которых могла бы позволить не допустить нарушений в дальнейшем. Несмотря на положительную                    динамику устранения выявленных нарушений требования и рекомендации контрольно-счетной палаты объектами контроля выполнялись не в полной мере.

Подводя итоги деятельности КСП за год основные функции, возложенные на контрольно-счетную палату нормативными правовыми актами  и утвержденным планом работы на 2015 год выполнены в полном объеме.



Возврат к списку