Контрольно-счетная палата

городского округа Тольятти

Заключение на проект бюджета

06.12.2016

Заключение контрольно – счетной палаты

на проект решения Думы  городского округа Тольятти «О бюджете городского округа  Тольятти на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» 

 

(Д - 349 от  06.12.2016)

(первое чтение)

Заключение КСП г.о. Тольятти на проект решения Думы г.о. Тольятти «О бюджете г.о. Тольятти на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее Заключение) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом г.о. Тольятти, Положением о КСП г.о. Тольятти.

Рассмотрев представленный мэрией городского округа проект решения Думы городского округа Тольятти «О бюджете городского округа  Тольятти на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», Контрольно-счетная палата отмечает следующее.

1.                  Общие положения.

При подготовке Заключения учитывалась необходимость реализации Положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию (в части бюджетной политики), основных направлений бюджетной политики и основных направлений налоговой политики на 2017 и плановый период 2018 и 2019, прогнозе социально-экономического развития г.о. Тольятти на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годов.

В соответствии с п.3 ст.68 Устава городского округа Тольятти мэр не позднее 1 ноября направляет проект бюджета городского округа Тольятти для подготовки заключении одновременно со следующими документами:

- основные направления бюджетной политики и основные направления налоговой политики городского округа на очередной финансовый год и на плановый период;

- предварительные итоги социально-экономического развития городского округа за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития за текущий финансовый год;

- прогноз социально-экономического развития городского округа на очередной финансовый год и на плановый период;

- пояснительная записка к проекту бюджета;

- оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;

- паспорта утвержденных муниципальных программ городского округа (проекты изменений в указанные паспорта);

- программа приватизации муниципального имущества городского округа;

- протокол публичных слушаний по проекту бюджета городского округа;

- проект плана развития муниципального сектора экономики городского округа;

- проект решения Думы о принятия бюджета в первом чтении;

- проект перечня объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств бюджета городского округа на очередной финансовый год и на плановый период;

- предложенные Думой, контрольно-счетной палатой проекты бюджетных смет, представляемые в случае возникновения разногласий с финансовым органом мэрии в отношении указанных бюджетных смет;

- информация о распределении бюджетных ассигнований  с расшифровками по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов бюджета городского округа;

- реестр источников доходов бюджета городского округа.

Перечень и содержание документов, представленных одновременно с проектом бюджета городского округа соответствует требованиям БК РФ.

Согласно ч.2. ст.172 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) составление проекта бюджета основывается на:

- положениях послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ, определяющих бюджетную политику (требования к бюджетной  политике) в РФ;

- основных направлениях бюджетной и основных направлениях налоговой политики;

- основных направлениях таможенно - тарифной политики РФ;

- прогнозе социально-экономического развития;

- бюджетном прогнозе (проекте бюджетного прогноза, проекте изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период;

- государственных (муниципальных) программах (проектах государственных (муниципальных)  программ, проектах изменений указанных программ).

Порядок рассмотрения и утверждения бюджета городского округа урегулирован ст.69 Устава городского округа Тольятти. Частью 1 статьи определено, что Дума рассматривает проект бюджета на очередной финансовый год и плановый период в двух чтениях, при этом, согласно частям 10-11, в первом чтении проекта бюджета городского округа Дума рассматривает концепцию проекта бюджета, прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной политики и основные направления налоговой политики, а также основные характеристики бюджета городского округа.

К характеристикам проекта бюджета, принимаемого в первом чтении, относятся:

1) прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов;

2) общий объем расходов бюджета городского округа в очередном финансовом году и плановом периоде;

3) условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета городского округа, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ, имеющих целевое назначение) на первый год планового периода и не менее 5 процентов общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета городского округа, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ, имеющих целевое назначение) - на второй год планового периода;

4) верхний предел муниципального долга на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;

5) нормативная величина резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;

6) дефицит (профицит) бюджета (источники финансирования дефицита бюджета).

2.      Прогноз и параметры социально-экономического развития городского округа Тольятти на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов

Прогноз социально-экономического развития городского округа Тольятти на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов (далее - прогноз) разработан на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и Самарской области, с учетом тенденций социально-экономического развития городского округа Тольятти за истекший период 2016 года и ожидаемых результатов за 2016 год.

Прогноз основан на приоритетах социально-экономического развития, сформулированных в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012, Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года и Посланиях Губернатора Самарской области Самарской Губернской Думе от 21 декабря 2015 года. Прогноз учитывает реализацию Плана мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Самарской области на 2016 – 2017 годы, а также федеральных, региональных и муниципальных стратегических и программных документов.

Для разработки параметров бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов в качестве базового предложен первый вариант  прогноза социально-экономического развития, который предполагает сохранение на протяжении всего прогнозного периода инерционных трендов, сложившихся в экономике городского округа Тольятти в предшествующие годы, в условиях снижения инвестиционного и потребительского спроса, в том числе на производимую в городском округе Тольятти продукцию, что замедлит темпы экономического развития.

Данный вариант предусматривает реализацию в городском округе мероприятий, направленных на повышение инвестиционной активности, модернизацию отраслей экономики, создание высокопроизводительных рабочих мест, развитие инновационного и высокотехнологичного производства.

Основными приоритетами социально-экономической политики в 2017 – 2019 годах являются:

- обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности;

- повышение конкурентоспособности экономики города, снижение степени зависимости ее от внешних факторов;

- диверсификация экономики, развитие инфраструктуры;

- инновационное развитие и поддержка высокотехнологичных секторов экономики;

- развитие импортозамещения;

- привлечение инвестиций;

- развитие малого и среднего предпринимательства.

Темпы экономического роста в городском округе Тольятти связаны с реализацией собственных программ развития ведущих предприятий города, запуском новых производств, в том числе с использованием механизма территории опережающего социально-экономического развития.

По базовому варианту прогноза индекс промышленного производства по городскому округу Тольятти относительно предыдущего года составит: в 2017 году – 89,0 %, в 2018 году – 97,1 %, в 2019 году – 98,6 %. В 2019 году относительно 2016 года производство уменьшится на 14,8 %, в том числе в обрабатывающих производствах – на 15, 0 %

В результате к концу 2019 года объем инвестиций в основной капитал по базовому варианту прогноза снизится на 13,1 % в сопоставимых ценах к оценке 2016 года и составит 33,3 млрд. руб.

Важную роль в повышении привлекательности городского округа Тольятти как места для вложения инвестиций и ведения бизнеса окажет реализация проекта ТОСЭР.

Кроме того, росту инвестиций в экономику городского округа в 2017 – 2019 годы будет способствовать реализация мер, направленных на упрощение административных процедур на всех стадиях строительства, создание объектов инвестиционной и инновационной инфраструктуры, использование механизмов государственно-частного партнерства для реализации социально-значимых проектов.

В прогнозном периоде ожидается запуск новых производств на площадках технопарка «Жигулевская долина», индустриального парка «Тольяттисинтез» и др.

Кроме того, запланирован запуск второго и третьего этапов инфраструктуры Особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Тольятти», расположенной на территории Ставропольского района, объем инвестиций которой в настоящее время не учитывается при подсчете фактического объема инвестиций городского округа Тольятти, но имеют важное значение для экономике и населения городского округа Тольятти.

Налоговые доходы сводного финансового баланса (без учета налога на прибыль) к концу 2019 года увеличатся на 4,1 % по первому варианту прогноза.

       Расходы сводного финансового баланса по первому варианту прогноза составят рост 105,8%.

Бюджетная политика в прогнозном периоде будет направлена на исполнение принятых социальных обязательств и дальнейшее усиление экономности и эффективности расходования бюджетных средств. По базовому варианту прогноза динамика бюджетных расходов будет ограничена низкой динамикой налоговых доходов.

Расходы бюджетов всех уровней на территории городского округа Тольятти в прогнозном периоде останутся социально-направленными.

В целом за прогнозный период 2017 - 2018 годов с учетом планируемых темпов повышения заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы в соответствии с реализацией планов мероприятий по совершенствованию оплаты труда в сфере культуры, здравоохранения, социального обслуживания населения и образования среднемесячная номинальная начисленная заработная плата может увеличиться по первому варианту на 6,8 % (в реальном выражении уменьшится на 11 %).

По первому варианту прогноза, в 2017 году оборот розничной торговли снизится на 8,7 % по сравнению с 2016 годом и составит 161, 8 млрд. рублей. В 2018 - 2019 годах снижение данного показателя к уровню предыдущего года составит 4, 8 % и 3,2 % соответственно.

3.                  Основные направления налоговой и бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019  годов.

Бюджетная политика городского округа Тольятти на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019  годов сохраняет преемственность бюджетной политики предыдущего периода и ориентирована на безусловное исполнение действующих расходных обязательств, недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками городского округа.

Налоговая  политика города на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019  годов будет выстраиваться с учетом реализации изменений федерального законодательства, законодательства Самарской области, муниципальных правовых актов городского округа Тольятти, направленных на увеличение уровня собираемости налоговых доходов и сокращения задолженности в бюджет городского округа Тольятти.

Основная задача бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019  годов заключается в обеспечении устойчивого функционирования бюджетной системы городского округа. Основными приоритетами бюджетных расходов  на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019  годов будут являться:

- повышение эффективности бюджетных расходов на основе оценки достигнутых результатов в рамках реализации муниципальных программ городского округа;

- достижение целевых показателей, утвержденных муниципальными программами;

- снижение рисков неисполнения первоочередных и социально-значимых обязательств, недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками;

- формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения, действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.

Основные принципы и подходы к формированию расходов бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019  годов:

1.                  Сохранение преемственности основных направлений бюджетной политики предыдущего трехлетнего периода;

2.                  Реализация максимальной степени программного целевого метода планирования и исполнения бюджета с одновременным проведением оценки эффективности реализации муниципальных программ;

В 2017 году на территории городского округа будут действовать 27 муниципальных программ, из них утверждено 9 новых, начало реализации, которых предусмотрено с 2017 года.

3.                  Расчет объема финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий на основании порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнения работ) в отношении муниципальных учреждений городского округа Тольятти и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, утвержденного постановлением мэрии городского округа от 02.12.2015 года № 3897-п/1;

4.                  Планирование средств муниципального дорожного фонда;

5.                  Исполнение Указов Президента РФ от 07.05.2012 года № 597 «О мероприятиях о реализации государственной социальной политики», от 01.0.2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

6.                  Активное участие в областных и федеральных государственных программах.

В условиях снижения поступления налоговых и неналоговых доходов, в целях обеспечения сбалансированности бюджета городского округа на этапе планирования бюджетных ассигнований на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019  годов были предусмотрены сокращение расходов на муниципальное управлений, субсидий муниципальным учреждениям на выполнение муниципальных заданий не ниже 5 %, исключая приоритетные статьи расходов – заработную плату с начислениями на нее, а также оплату налогов. При этом стоит отметить, что по учреждениям, подведомственным департаменту образования, департаменту культуры, управлению физической культуры и спорта контингент обучающихся сохранился на уровне текущего года.

Основной задачей проводимой в городском округе долговой политики остается снижение расходов на обслуживание муниципального долга, сохранение объема долговых обязательств на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков и равномерное распределение во времени связанных с долгом платежей.

Для достижения поставленных целей и задач продолжена реализация следующих направлений долговой политики:

- своевременное исполнение долговых обязательств городского округа;

- недопущения увеличения расходов бюджета на обслуживание муниципального долга за счет пеней и штрафов;

- проведение работы с финансовым органом Самарской области и Управлением федерального казначейства по Самарской области по привлечению бюджетных кредитов как наиболее выгодных с точки зрения долговой нагрузки на бюджет;

- привлечение кредитных ресурсов на оптимально возможный период времени и в форме кредитной линии;

- экономия расходов на обслуживание муниципального долга - использование в качестве одного из источников покрытия возникающих кассовых разрывов операций со средствами бюджетных и автономных учреждений;

- планомерное снижение долговой нагрузки на бюджет городского округа в среднесрочной перспективе.

Налоговая политика города на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов будет выстраиваться с учетом реализации изменений федерального законодательства, законодательства Самарской области, муниципальных правовых актов городского округа Тольятти, направленных на увеличение уровня собираемости налоговых доходов и сокращение задолженности в бюджет городского округа Тольятти.

Исходя из текущей экономической ситуации и целей, поставленных Президентом РФ и Правительством Самарской области, налоговая политика на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов будет направлена на обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости бюджета городского округа Тольятти.

Налоговая политика предусматривает реализацию следующих мер:

- выявление резервов по увеличению доходов бюджета и реализация комплекса мер по обеспечению положительной динамики поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета в бюджет городского округа, в том числе за счет сокращения задолженности по налоговым и неналоговым доходам и активизации претензионно-исковой работы;

- совершенствование механизмов взаимодействия ОМСУ и территориальных органов федеральных органов государственной власти в части качественного администрирования доходных источников бюджета городского округа и повышения уровня их собираемости;

- обеспечение прироста налоговой базы за счет ее легализации, в том числе за счет легализации «теневой» заработной платы;

- повышение эффективности управления муниципальной собственностью.

Поступление налоговых платежей в бюджет города будет обеспечено за счет:

- сохранения и развития налогового потенциала на территории городского округа Тольятти;

- мобилизации доходов бюджета за счет эффективного администрирования местных налогов и минимизации задолженности по налогам, поступающим в бюджет города;

- применения на территории города налога на имущество физических лиц, исчисляемого от кадастровой стоимости объектов налогообложения.

С целью исключения уклонения от налогообложения, а также увеличения количества объектов налогообложения, подготовлены изменения в решение Думы городского округа Тольятти от 12.11.2014 № 510 « О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти». Данные изменения ограничивают налоговые льготы для ряда налогоплательщиков одним объектом налогообложения каждого вида из перечня объектов, для которых установлена ставка 0,3 процента, по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.09.2016 № 974 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Тольятти» разработаны изменения в Положение о земельном налоге на территории городского округа Тольятти, утвержденное постановлением Тольяттинской городской Думы от 19.10.2005 года № 257. Предусмотрено предоставление льготы в виде освобождения от налогообложения по земельному налогу организаций - резидентов в отношении земельных участков, используемых для реализации инвестиционных проектов.

Также с целью исключения уклонения от налогообложения мэрией предлагается ограничить количество льготных объектов для отдельных категорий налогоплательщиков одним объектом налогообложения каждого вида (земельный участок, занятый жилищным фондом, и земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства) по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

Мэрией предлагается для повышения социальной защищенности работающих в малом и среднем бизнесе и легализации недекларируемой части заработной платы граждан вносятся изменения в Постановление Тольяттинской городской Думы от 19.10.2005 года № 258 « О введении в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории городского округа Тольятти». Изменения устанавливают зависимость показателя Z , влияющего на размер коэффициента К2, не от конкретного размера заработной платы, а от величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Самарской области, установленного постановлением Правительства Самарской области за 111 квартал года предшествующего отчетному.

Устанавливается размер средней заработной платы на 1 работника в размере 1,5 величины прожиточного минимума.

В целом политика в сфере доходов на ближайшие три года будет направлена на увеличение доходного потенциала, повышение уровня собственных доходов бюджета городского округа.

4.      Характеристика проекта бюджета городского округа Тольятти на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019  годов, принимаемого в первом чтении.

Основные показатели бюджета городского округа Тольятти на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов представлены в таблице №1 (для сравнения приведены показатели исполнения бюджета за 2015 год, плановое и ожидаемое поступление доходов в 2016 году).

Проект бюджета на 2017 год сформирован с учетом средств вышестоящих бюджетов, предусмотренных в общей сумме 410 262 тыс. руб., в том числе: в виде дотаций в сумме               73 997 тыс. руб., в виде субсидий в сумме 336 265 тыс. руб.

 Таблица №1                                                                                                                   тыс. руб.                               

Наименование показателя

Отчет

 2015 год

План

2016 год

(реш. от 12.10.16

№1201)

Ожидаемое исполнение

2016 год*

Проект

2017  год

Проект

2018 год

Проект

2019 год

1

2

3

4

5

6

7

Доходы, из них

11 962 216

11 983 170

11 672 823

6 586 470

6 194 337

6 393 856

налоговые и неналоговые

5 889 386

6 143 629

5 833 282

6 176 208

6 178 716

6 378 355

безвозмездные перечисления из вышест. бюджета

6 072 830

5 839 541

5 839 541

410 262

15 621

15 501

Расходы,  из них

12 930 374

12 940 451

12 884 862

7 204 090

6 462 968

6 598 495

за счет безвозмездных перечислений из вышест. Бюджета

6 229 627

5 898 321

5 893 407

336 265

-

-

Дефицит  (-)/

Профицит (+)

- 968 158

- 957 281

- 1 212 039

-  617 620

- 268 631

- 204 639

* Оценка ожидаемого исполнения на текущий финансовый год представлена к проекту решения Думы городского округа Тольятти «О бюджете городского округа Тольятти на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (Д – 314 от 01.11.2016).

По сравнению с предыдущим бюджетным циклом в проекте бюджета общий объем доходов на 2017 год по сравнению с оценкой 2016 года уменьшился на 5 086 353 тыс. руб. или на 56,4% и составил 6 586 470 тыс. руб., в том числе:

- по налоговым и неналоговым поступлениям наблюдается увеличение на 342 926 тыс. руб. или на 5,9 %;

- по безвозмездным перечислениям уменьшение на 5 429 279 тыс. руб. или на 93% и составляет сумму 410 262 тыс. руб. (в связи с отсутствием данных по предусмотренным суммам из вышестоящих бюджетов).

 На 2018 год доходная часть определена в сумме 6 194 337 тыс. руб., по сравнению с предыдущим периодом общее снижение на 392 133 тыс. руб. или на 5,9%, в том числе по налоговым и неналоговым поступлениям наблюдается рост на 2 508 тыс. руб. или на 0,04%, сумма поступлений составит 6 178 716 тыс. руб.

На 2019 год общий объем доходов составит 6 393 856  тыс. руб., по сравнению с предыдущим периодом рост на 3,2 % или на 199 519 тыc. руб., в том числе по налоговым и неналоговым доходам 6 378 355 тыс. руб., рост на 3,2% или на 199 639 тыс. руб.

Расходная часть бюджета на 2017 год предусмотрена в сумме 7 204 090 тыс. руб., в том числе за счет средств местного бюджета в сумме  6 867 825 тыс. руб., по сравнению с оценкой 2016 года наблюдается снижение на 1,8% или на 123 630 тыс. руб.

На 2018 год расходы определены в сумме  6 462 968 тыс. руб., по сравнению с предыдущим периодом снижение на 10,3% или на 741 122  тыс. руб.  На 2019 год расходы определены в сумме 6 598 495 тыс. руб., рост к уровню 2018 года на 2,1 % или на 135 527 тыс. руб.

Дефицит бюджета на 2017 год составляет 617 620 тыс. руб., что меньше оценки 2016 года на  594 419 тыс. руб., на 2018 год дефицит  268 631 тыс. руб., на 2019 год –  204 639 тыс. руб.

4.1. Показатели планируемых поступивших доходов в бюджет городского округа в 2016 году, ожидаемых доходов в 2016 году, доходов 2017 года, плановых показателей по налоговым и неналоговым доходам в 2018-2019 годах представлены в таблице №2.

Таблица №2                                                                                                            тыс. руб.

Наименование доходов

План 2016 года Реш. Думы от №911 от 09.12.15

(в ред. Реш. №1201 от 12.10.16)

 

Ожид. исполн.

2016 год*

План 2017 года

Реш. Думы №911 от 09.12.15

(в ред. Реш. №1201 от 12.10.16)

2017 год

Проект 2018 года

Проект 2019 года

Проект 2017 года

Отклонен

к плану 2017 года

(гр.5-гр.4)

1

2

3

4

5

6

7

8

Доходы (налоговые+неналоговые)

6 143 639

5 833 282

6 456 902

6 176 208

- 280 694

6 178 716

6 378 355

Налоговые доходы и сборы,

в том числе:

4 749 440

4 641 773

5 308 400

4 923 056

- 385 344

5 119 123

5 335 772

Налог на доходы физических лиц

3 009 855

3 034 016

3 370 568

3 109 866

- 260 702

3 252 920

3 402 554

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым  на территории РФ

50 756

66 726

41 009

50 490

+ 9 481

49 696

49 696

ЕНВД

328 733

341 037

365 486

347 989

- 17 497

347 989

347 989

Единый сельскохозяйственный налог

403

237

367

349

- 18

349

349

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения

4 458

7 077

2 751

7 200

+ 4 449

7 200

7 200

Налоги на имущество физических лиц

244 355

170 189

297 000

295 829

- 1 171

354 994

425 993

Земельный налог

950 223

852 972

1 073 307

934 110

- 139 197

934 110

934 110

Государственная пошлина, в том числе:

160 657

169 519

157 912

177 223

+ 19 311

171 865

167 881

- по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями

98 000

96 203

98 000

96 203

- 1 797

96 203

96 203

- за совершение действий, связанных с приобр. гражд. РФ или выходом из гражд. РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ

6 100

3 195

6 100

5 500

- 600

5 500

5 500

- за гос. регистрацию, а также за сов. прочих юрид. значимых действий

56 557

70 121

53 812

75 520

+ 21 708

70 162

66 178

Неналоговые доходы,

в том числе:

1 394 189

1 191 509

1 148 502

1 253 152

+ 104 650

1 059 593

1 042 583

Доходы от использования

имущества, находящегося  муниципальной собственности, в том числе:

734 424

616 605

829 314

801 456

- 27 858

807 100

801 730

 - доходы в виде арендной платы, в том числе:

678 471

581 952

789 923

757 631

- 32 292

774 777

777 260

- за земельные участки

499 617

472 247

499 176

640 709

+ 141 533

654 755

654 215

- от сдачи в аренду имущества

88 208

70 406

93 766

68 888

- 24 878

71 988

75 011

- от продажи права на заключение договоров аренды за земли

90 646

39 265

196 982

48 000

- 148 982

48 000

48 000

- плата по соглашениям об установлении сервитута в отношении земельных участков. находящихся в собственности городских округов

-

34

-

34

+ 34

34

34

 - прочие доходы от использования имущества и прав, наход. в гос. и муниципальной собственности

41 085

30 924

34 547

33 242

- 1 305

26 930

18 944

- платежи от государственных и муниципальных предприятий

4 256

1 752

2 415

8 183

+ 5 768

2 993

3 126

- доходы в виде прибыли или дивидендов по акциям

10 576

1 977

2 400

2 400

-

2 400

2 400

- проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов внутри страны

36

0

29

-

- 29

-

-

Плата за негативное воздействие на окружающую  среду

52 200

56 242

68 750

56 242

- 12 508

56 242

56 242

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

2 015

2 115

2 015

2 091

+ 76

2 091

2 091

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов,  в т.ч.

162 324

168 556

108 956

151 553

+ 42 597

41 640

30 000

- от реализации имущества, наход. в гос. и муниципальной собственности

75 959

75 959

58 956

58 956

-

41 640

30 000

- от продажи  земельных участков, находящихся в гос. и муниципальной собственности

86 365

92 597

50 000

92 597

+ 42 597

-

-

Штрафы, санкции, возмещения ущерба

81 168

81 168

81 168

85 226

+ 4 058

85 226

85 226

Прочие неналоговые доходы

362 058

266 823

58 299

156 584

+ 98 285

67 294 

67 294

*Оценка ожидаемого исполнения на текущий финансовый год представлена к проекту решения Думы городского округа Тольятти «О бюджете городского округа Тольятти на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (Д – 314 от 01.11.2016).

4.1.1. По сравнению с ранее утвержденным Решением Думы №1242 от 09.11.2016 «О бюджете городского округа Тольятти на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» - 1 чтение (далее – Решение Думы от 09.11.2016 №1242), показатели по доходам на 2017 год, увеличились в общей сумме 113 895  тыс.  руб., в том числе:

- увеличились на 9 481  тыс. руб. по доходам от уплаты  акцизов по подакцизным товарам (продукции) производимым на территории РФ, согласно пояснительной записке  в соответствии с расчетом  Управления Федерального казначейства по Самарской области;

- увеличились доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в сумме 50 000 тыс. руб., а именно: доходы, получаемые в виде арендной платы  за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков  в сумме     50 000 тыс. руб.;

- увеличились доходы от продажи материальных и нематериальных активов   на 49 414 тыс. руб.,  в том числе: доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена,  увеличены на 38 182 тыс. руб., доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственность городских округов  увеличены на 11 232 тыс. руб.;

- увеличились прочие неналоговые доходы  на 5 000 тыс. руб. согласно пояснительной записке  за право заключения договора на размещение рекламы на афишных тумбах.

Показатели по доходам на 2018 и 2019 годы по сравнению с ранее утвержденным Решением Думы от 09.11.2016 №1242 увеличились на 63 687 тыс. руб. в том числе:  по доходам от акцизов по подакцизным товарам (продукции) производимым на территории РФ  на 8 687 тыс. руб., по  доходам, получаемым в виде арендной платы  за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков  в сумме 50 000 тыс. руб.; по прочим неналоговым доходам  на 5 000 тыс. руб.

4.1.2. По сравнению с ранее утвержденными плановыми показателями доходов на 2017 год              (в ред. решения от 12.10.2016 № 1201) размер собственных доходов бюджета на 2017 год сократился  на 280 694 не изменился и остался в прежнем объеме в сумме 6 456 902 тыс. руб.

 4.1.3.  По сравнению с ожидаемым исполнением текущего года общий объем доходов увеличивается    на 342 926 тыс. руб. (105,8 %), в том числе: увеличивается объем налоговых доходов и сборов в сумме 281 283 тыс. руб., а объем неналоговых доходов и сборов увеличивается  в сумме 61 643  тыс. руб., из них:

Увеличивается по:

- налогу на доходы физических лиц на 75 850 тыс. руб. (102,5 % от ожидаемого исполнения);

- ЕНВД на 6 952 тыс. руб. (102,0 % от ожидаемого исполнения);

- налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения на      123 тыс. руб. (101,7% от ожидаемого исполнения);

- единому сельскохозяйственному налогу на 112 тыс. руб. (147,3 % от ожидаемого исполнения);

- налогу на имущество физических лиц на 125 640 тыс. руб. (173,8 % от ожидаемого исполнения);

- земельному налогу на 81 138 тыс. руб. (109,5 % от ожидаемого исполнения);

- государственной пошлине на 7 704 тыс. руб. (104,5 % от ожидаемого исполнения);

- доходам от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности на 184 851 тыс. руб. (130,0 % от ожидаемого исполнения);

- штрафам, санкциям, возмещениям ущерба на 4 058 тыс. руб. (105,0 % от ожидаемого исполнения).

Сокращается по:

- акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ на                   16 236 тыс. руб. (75,7 % от ожидаемого исполнения);

- доходам от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства на 24 тыс. руб. (98,9 % от ожидаемого исполнения);

- доходам от продажи материальных и нематериальных активов в сумме 17 003 тыс. руб. (89,9 % от ожидаемого исполнения);

- прочим неналоговым доходам сокращается в сумме 110 239 тыс. руб. (58,7 % от ожидаемого исполнения).

В структуре доходов бюджета на 2017 год налоговые доходы – 4 923 056 тыс. руб. - составят наибольший удельный вес – 74,7 %. Неналоговые доходы прогнозируются  в  сумме  1 253 152 тыс. руб. или 19,0 %, безвозмездные поступления - в сумме 410 262 тыс. руб. или 6,2 %  (рис.1).

 

    Рис.1. Структура доходов бюджета г.о. Тольятти на 2017 год

Ожидаемое исполнение доходов бюджета городского округа Тольятти в 2016 году представлено на рис.2.

 

              

Рис. 2. Ожидаемое исполнение доходов бюджета в 2016  году

4.2. Доходы бюджета городского округа Тольятти на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов представлены в виде Приложения №1 к решению Думы городского округа Тольятти.

Ожидаемое поступление доходов в бюджет в 2016 году, без учета безвозмездных поступлений, составит 5 833 282 тыс. руб. В представленном проекте бюджета на 2017 год объем доходов бюджета (без учета безвозмездных перечислений) планируется в сумме 6 176 208 тыс. руб., на 2018 год в сумме 6 178 716 тыс. руб., на 2019 год в сумме  6 378 355 тыс. руб.

Налог на доходы физических лиц определён на 2017 год в сумме 3 109 866 тыс. руб., ожидаемое исполнение составляет 3 034 016 тыс. руб. Отклонение по сравнению с плановыми цифрами 2017 года утвержденными в ред. Решения Думы от 12.10.2016 № 1201 (далее Решение №1201) составляет (-) 260 702 тыс. руб. (с 3 370 568 тыс. руб. до 3 109 866 тыс. руб.), или 92,3%. Увеличение поступлений по данному налогу по сравнению с ожидаемым исполнением в сумме   75 850 тыс. руб. или 102,5 %. Согласно пояснительной записке, доход сформирован исходя из прогноза темпов роста фонда оплаты труда занятых в экономике на 2,5 %, в том числе за счет создания новых рабочих мест ТОСЭР.

  По сравнению с плановыми показателями 2016 года, утвержденными Решением № 1201 увеличение составит 100 011 тыс. руб.

По данному налогу планируется поступление в 2018 году в сумме 3 252 920 тыс. руб., что больше объема поступлений 2017 года на 143 054 тыс. руб.; в 2019 году 3 402 554 тыс. руб., что больше объема поступлений 2017 года на 292 688 тыс. руб. и 2018 года на 149 634 тыс. руб.

Доходы от уплаты акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ, на 2017 определен в сумме 50 490 тыс. руб. что  больше плановых цифр 2017 года в ред. Решения № 1201 на 9 481 тыс. руб. Сокращение поступлений по данному налогу по сравнению с ожидаемым исполнением в сумме 15 236  тыс. руб. или 75,7 %.

Согласно пояснительной записке, поступления спланированы в соответствии с расчетом Управления Федерального казначейства по Самарской области.

По сравнению с плановыми показателями 2016 года, утвержденными Решением № 1201 увеличение  составит 9 481 тыс. руб.

По данному налогу планируется поступление в 2018-2019 годах в сумме 49 696  тыс. руб., меньше   объема поступлений 2017 года на  794 тыс. руб.

Единый налог на вмененный доход определен на 2017 год в сумме 347 989 тыс. руб.

Отклонение по сравнению с плановыми цифрами 2017 года в ред. Решения №1201 составляет (-) 17 497 тыс. руб. (с 365 486 тыс. руб. до 347 989 тыс. руб.) или 95,2 %. Увеличение  поступлений по данному налогу по сравнению с ожидаемым исполнением 2016 года в сумме            6 952 тыс. руб. или 102,0 %. Согласно пояснительной записке, доход сформирован исходя из ожидаемых поступлений 2016 года и суммы дополнительных доходов по ЕНВД за счет повышения коэффициента Z при расчете К2 с 0,5 до 0,75.

По сравнению с плановыми показателями 2016 года утвержденными, Решением Думы №1201 сокращение также  составит 19 256 тыс. руб.

По данному налогу планируется поступление в 2018 году в сумме 347 989 тыс. руб., на уровне поступлений 2017 года. В 2019 году в сумме 347 989 тыс. руб., на уровне объема поступлений 2017 и 2018 годов.

Единый сельскохозяйственный налог определен на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в сумме 349 тыс. руб. Увеличение  поступлений по данному налогу по сравнению с ожидаемым исполнением 2016 года в сумме 112 тыс. руб. или 147,3 %. Согласно пояснительной записке определен по данным главного администратора.

Отклонение по сравнению с плановыми цифрами 2017 года в ред. Решения № 1201 составляет   (-) 18 тыс. руб. (с 367 тыс. руб. до 349тыс. руб.), или 95 %. Увеличение поступлений по сравнению с ожидаемым исполнением 2016 года в сумме 112 тыс. руб.

  По сравнению с плановыми показателями 2016 года, утвержденными Решением №1201 сокращение также составит 54 тыс. руб.

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, определен на 2017 год  и на плановый период 2018 и 2019 г.г. в сумме 7 200 тыс. руб., согласно пояснительной записке, сформирован исходя из оценки 2016 года, с учетом увеличения количества выданных патентов и планируемого увеличения с 01.01.2017 количества видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется данная система налогообложения.

Отклонение по сравнению с плановыми цифрами 2017 года в ред. Решения № 1201 составляет (+) 4 449 тыс. руб. или 262,7 %. Увеличение поступлений по данному налогу по сравнению с ожидаемым исполнением 2016 года так же в сумме 123 тыс. руб. или 101,7 %. 

По сравнению с плановыми показателями 2016 года, утвержденными Решением № 1201 увеличение также составит  2 742 тыс. руб.

Налог на имущество физических лиц определён на 2017 год в сумме 295 829 тыс. руб. Согласно пояснительной записке доход сформирован, исходя из ожидаемого поступления налога в 2016 году и переходящих платежей в погашение задолженности, образовавшейся в связи с неуплатой налога за 2015 год по сроку уплаты 1 декабря 2016 года.

Ожидаемое поступление налога на имущество физических лиц в 2016 году составит        170 189 тыс. руб. Увеличение поступлений по данному налогу по сравнению с ожидаемым исполнением 2016 года на 125 640 тыс. руб. или на 73,8 %.

Отклонение по сравнению с плановыми цифрами 2017 года в ред. Решения № 1201 составляет (-) 1 171 тыс. руб. (с 297 000 тыс. руб. до 295 829 тыс. руб.), или 99,6 %.

По сравнению с плановыми показателями 2016 года, утвержденными Решением № 1201 увеличение  составит   51 474 тыс. руб.

По данному налогу планируется поступление в 2018 году в сумме 354 994 тыс. руб., что больше объема поступлений 2017 года на 59 165 тыс. руб.; в 2019 году в сумме 425 993 тыс. руб., что больше объема поступлений 2018 года на 70 999 тыс. руб. и 2017 года на 130 164 тыс. руб.

Земельный налог на 2017 год планируется в сумме 934 110 тыс. руб., ожидаемое поступление в 2016 году прогнозируется в объеме 852 972 тыс. руб. Увеличение поступлений по данному налогу по сравнению с ожидаемым исполнением 2016 года составит в сумме 81 138 тыс. руб. или на 109,5 %.

Согласно пояснительной записке, налог сформирован исходя из начисленного налога по Отчету о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2015 год, с учетом выпадающих доходов в результате оспаривания кадастровой стоимости земельных участков и процента собираемости.

Отклонение по сравнению с плановыми цифрами 2017 года в ред. Решения №1201 составляет    (-) 139 197 тыс. руб. (с 1 073 307 тыс. руб. до 934 110 тыс. руб.), или 87 %.

По сравнению с плановыми показателями 2016 года, утвержденными Решением №1201 сокращение поступлений составит 16 113 тыс. руб. или 98,3 %.

По данному налогу планируется поступление в 2018-2019 году в сумме 934 110 тыс. руб., на уровне объема поступлений 2017 года.

Государственная пошлина на 2017 год прогнозируется в сумме 177 223 тыс. руб. (ожидаемое поступление в 2016 году – 169 519 тыс. руб.), в том числе:

 - по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями в сумме   96 203 тыс. руб.;

- за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий в сумме 75 520 тыс. руб.;

- за совершение действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ в сумме 5 500 тыс. руб.

Отклонение по сравнению с плановыми цифрами 2017 года в ред. Решения №1201 составляет (+) 19 311 тыс. руб. (с 157 912 тыс. руб. до 177 223 тыс. руб.), или 112,2 %.

По сравнению с плановыми показателями 2016 года, утвержденными Решением №1201 увеличение поступлений составит 16 566 тыс. руб.

По данному налогу планируется поступление в 2018 году в сумме 171 865 тыс. руб., что меньше объема поступлений 2017 года на 5 358 тыс. руб.; в 2019 году  в сумме 167 881 тыс. руб., что меньше объема поступлений 2018 года на 9 342 тыс. руб. и меньше объема поступлений 2018 года на 3 984 тыс. руб. Согласно пояснительной записки плановые показатели определены исходя из оценки поступлений 2016 года и прогнозов главных администраторов данного дохода.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, запланированы на 2017 год в сумме 801 456 тыс. руб., на 2018 год – 807 100 тыс. руб., на 2019 год  – 801 730 тыс. руб.

По данному налогу планируется поступление в 2018 году в сумме 807 100 тыс. руб., что больше  объема поступлений 2017 года на 5 644 тыс. руб.; в 2019 году в сумме 801 730 тыс. руб., что меньше объема поступлений 2018 года на 5 370 тыс. руб. и больше объема поступлений 2017 года на 274 тыс. руб.

Расшифровка доходов приведена ниже в таблице №3.

            Таблица № 3                                                                                                                  тыс. руб.

Наименование

Отчет об исполнен

бюджета  2015 год

План 2016 года

в ред. Реш. Думы от 12.10.2016 №1206

Ожидаем

исполнен

2016 года

План 2017 года в ред. Реш. Думы от 12.10.2016

№1206

Проект 2017 год

Проект

2018 год

Проект

2019 год

1

2

3

4

5

6

7

8

Дивиденды по акциям

 

10 576

10 576

1 977

2 400

2 400

2 400

2 400

Доходы, полученные в виде арендной платы,

в т.ч.:

543 981

678 471

581 952

789 923

757 631

774 777

777 260

- за земельные участки,  гос. Собственность на которые не разграничена

443 883

499 617

472 247

499 176

640 709

654 755

654 755

- от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов

72 787

88 208

70 406

93 766

68 888

71 988

75 011

- от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности городских округов

27 260

90 646

39 265

196 982

48 000

48 000

48 000

- плата по соглашениям об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности городских округов 

51

-

34

-

34

34

34

Платежи от государственных и муниципальных предприятий

2 454

4 256

1 752

2 415

8 183

2 993

3 126

Прочие доходы от использования имущества и прав, в том числе:

32 470

41 085

30 924

34 547

33 242

26 930

18 944

плата за размещение рекламных конструкций

11 494

7 506

7 506

5 724

5 724

4 899

2 400

плата за размещения объектов нестационарной торговой сети

12 533

11 500

3 184

11 500

11 500

11 500

11 500

плата за наем муниципального жилищного фонда

8 443

22 079

20 234

17 323

16 018

10 531

5 044

Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов

77

36

-

29

-

-

-

Итого:

589 558

734 424

616 605

829 314

801 456

807 100

801 730

По сравнению с ожидаемым исполнением 2016 года объем финансирования на 2017 год поступлений доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, в целом увеличился в общей сумме на 184 851 тыс. руб., в том числе по:

 - доходам, полученным в виде арендной платы на 175 679 тыс. руб.; 

 - прочим доходам от использования имущества и прав, находящихся в гос. И муниципальной  собственности на 2 138 тыс. руб.;

 - платежам от МУП в сумме 6 431 тыс. руб.

 - доходам в виде прибыли или дивидендов по акциям на 423 тыс. руб.

 

Согласно Плану развития муниципального сектора экономики г.о. Тольятти на 2017 год отчисления в бюджет по итогам деятельности муниципальных предприятий запланированы в сумме 2 563 тыс. руб. (см. Таблицу №4).

     Таблица №4                                                                                                       тыс. руб.


№ п/п

Наименование предприятия

Чистая прибыль, тыс. руб.

Отчисления в бюджет на 2017 г, тыс. руб.

2016 (ожидаемое исполнение)

2017

1

МУП Пансионат «Звездный»

132 419

127 500

196

2

МП «Инвентаризатор»

20 643

21 100

60

3

МУПП «Экология»

7 100

7 000

0

4

МП Управляющая компания №4

259 878

252 298

1 113

5

МУП «Спецкомбинат ритуальных услуг»

44 319

40 829

526

6

МП «ТП АТП №3»

964 975

1 099 187

0

7

МП «ТТУ»

251 935

326 353

0

8

МП рынок «Кунеевский»

20 959

21 700

623

11

МП БО «Баня №1»

3 834

4 100

45

 

Итого:

1 706 062

1 900 067

2 563


 

Плата за негативное воздействие на окружающую среду прогнозируется на 2017 год в сумме 56 242 тыс. руб.

Показатель находится на одном уровне с ожидаемым исполнением 2016 года и составит             56 242 тыс. руб.

Согласно пояснительной записке, сформирован по данным главного администратора.

Отклонение по сравнению с плановыми цифрами 2017 года в ред. Решения № 1201 составляет (-) 12 508 тыс. руб. (с 68 750 тыс. руб. до 56 242 тыс. руб.), или 81,8 %.

По сравнению с плановыми показателями 2016 года, утвержденными Решением № 1201 увеличение поступлений составит 4 042 тыс. руб. или 107,7 %.

 По данному налогу планируется поступление в 2018-2019 годах в сумме 56 242 тыс. руб., на уровне  объема поступлений 2017 года в сумме.

Доходы от платных услуг прогнозируются на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов  в сумме 2 091 тыс. руб.

Сокращение поступлений по данному налогу по сравнению с ожидаемым исполнением 2016 года составит в сумме 24 тыс. руб. или 98,9 %.

Согласно пояснительной записке, прогнозируются поступления от главных администраторов доходов бюджета:

- 18 тыс. руб. – МКУ «Охрана общественного порядка» - Департамент общественной безопасности;

- 250 тыс. руб. - МКОУ ДПО «Ресурсный центр» - Департамент образования мэрии;

- 1 747 тыс. руб. - МКУ «Тольяттинский архив» - Управление по оргработе и связям с общественностью мэрии;

- 76 тыс. руб. – от предоставления сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности – Мэрия городского округа.

Отклонение по сравнению с плановыми цифрами 2017 года в ред. Решения № 1201 составляет (+) 76 тыс. руб. (с 2 015 тыс. руб. до 2 091 тыс. руб.), или 103,8 %.

По сравнению с плановыми показателями 2016 года, утвержденными Решением № 1201 увеличение поступлений составит 76 тыс. руб.

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов в составе неналоговых  доходов прогнозируются на 2017 год  в сумме 151 553 тыс. руб., на 2018 год – 41 640 тыс. руб., на 2019 год – 30 000 тыс. руб.

 

Таблица №5                                                                                                                 тыс. руб.

Наименование

Отчет об исполнен

бюджета  2015 год

План 2016 года

в ред. реш. Думы от 12.10.2016№1201

Ожидаем

исполнен

2016 года

План 2017 года в ред. реш. Думы от 12.10.2016

№1201

Проект 2017 год

Отклон проекта

от плана

2017

+/-

Проект

2018 год

Проект

2019 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов, в том числе:

116 204

162 324

168 556

108 956

151 553

+ 42 597

41 640

30 000

- от реализации имущества, находящегося  в гос. и муниципальной собственности

59 609

75 959

75 959

58 956

58 956

-

41 640

30 000

- от продажи земельных участков, находящихся в гос. и муниципальной собственности

56 595

86 365

92 597

50 000

92 597

+ 42 597

-

-

На 2017 год планируются доходы:

- от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в сумме 58 956 тыс. руб., согласно пояснительной записке, исходя из расчета стоимости объектов недвижимости, включенных в Программу приватизации имущества, находящегося в собственности муниципального образования – городского округа на 2017 год с учетом платежей по договорам преимущественного права выкупа.

- от продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной  собственности в сумме 92 597 тыс. руб., согласно пояснительной записке определены исходя из предполагаемого выкупа в собственность земельных участков, на которых расположены принадлежащие собственникам объекты недвижимого имущества и поступлений от продажи земельных участков, выставляемых на торги.

Доходы в виде штрафов, санкций, возмещения ущерба на 2017 год  и  плановый период 2018-2019 годов прогнозируются в сумме 85 226 тыс. руб.

Увеличение поступлений по данному налогу по сравнению с ожидаемым исполнением 2016 года в сумме 4 058 тыс. руб. или на 105,0 %.

Согласно пояснительной записке доход сформирован исходя из оценки 2016 года.

Отклонение по сравнению с плановыми цифрами 2017 года в ред. Решения № 1201 составляет (+) 4 058 тыс. руб. (с 81 168 тыс. руб. до 85 226 тыс. руб.), или 105 %.

По сравнению с плановыми показателями 2016 года, утвержденными Решением № 1201, увеличение поступлений составит 4 058 тыс. руб.

Прочие неналоговые доходы на 2017 год прогнозируются в сумме 156 584 тыс. руб., на 2018 – 2019 годы в сумме 67 294 тыс. руб.

Сокращение поступлений по данному налогу по сравнению с ожидаемым исполнением 2016 года в сумме 110 239 тыс. руб. или на 58,7 %.

Отклонение по сравнению с плановыми цифрами 2017 года в ред. Решения № 1201 составляет (+) 98 285 тыс. руб. или 268,6%.

На 2017 год запланировано 156 584 тыс. руб., из них:

- 5 275 тыс. руб. за снос зеленых насаждений;

- 53 046 тыс. руб. плата за право заключения договора на размещение рекламных конструкций;

- 57 019 тыс. руб. плата по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;

- 41 244 тыс. руб. запланированные поступления по исполнительным листам, предъявляемым Министерству финансов РФ на возмещение расходов по приобретению жилья льготным категориям граждан.

4.3. Проектом решения на 2017 год объем безвозмездных поступлений на данном этапе формирования бюджета составляет 410 262 тыс. руб., в том числе: предусмотренные в виде дотаций бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований в сумме 73 987 тыс. руб., а также в виде субсидий бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований в сумме 336 265 тыс. руб.

4.4. Согласно данным МРИ ФНС РФ №2 и №19 по Самарской области, приведенным в пояснительной записке, сумма выпадающих доходов от предоставленных льгот, предусмотренных решениями Думы, в 2017 году составит 21 934 тыс. руб., в том числе:

- по земельному налогу – 18 484 тыс. руб. (в 2016 году – 16 334 тыс. руб.);

- по налогу на имущество физических лиц – 3 450 тыс. руб. (в 2016 году – 4 287 тыс. руб.).

Объем выпадающих доходов от предоставления муниципального имущества в безвозмездное пользование в 2017 году составит 56 071 тыс. руб. (в 2016 году – 51 041 тыс. руб.).

4.5. В представленном пакете документов содержится информация о планируемом объеме средств, получаемых муниципальными учреждениями от оказания платных услуг, объем которых в 2017 году составит – 1 139 606 тыс. руб., в 2018 году – 1 175 633 тыс. руб., в 2019 году – 1 211 917 тыс. руб. Указанные доходы поступают в распоряжение учреждений и в доходах бюджета не учитываются.

Справочно: в 2010 году – 1 521 429 тыс. руб., в 2011 году – 1 614 324  тыс. руб., в 2012 году - 1 797 867 тыс. руб., в 2013 году – 1 025 079 тыс. руб., в 2014 году – 1 067 555 тыс. руб., в 2015 году – 1 142 858 тыс. руб.

 Согласно Отчету об исполнения бюджета за I полугодие 2016 года средства от оказания платных услуг на 2016 год запланированы по доходам в объеме 1 375 344 тыс. руб., исполнены в сумме 585 039 тыс. руб. или 42,5 %.

5.  Бюджет на 2017 год сформирован с дефицитом в сумме 617 620 тыс. руб., на  2018 год – 268 631 тыс. руб., на 2019 год в сумме  204 639 тыс. руб.

В соответствии со ст.92.1. БК РФ размер дефицита местного бюджета не должен превышать 10 % объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Проектом  Решения  дефицит  бюджета  на  2017  год  предусматривается  в размере 10,0 % от доходов бюджета города без учета финансовой помощи из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Уровень дефицита на 2018 – 4,3%,  2019 год –  3 % от собственных доходов.

Указанной выше статьей БК РФ предусмотрено, что в случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета, дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные настоящим пунктом, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Согласно Приложению № 8 к проекту Решения «Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета городского округа Тольятти на 2017 год», в соответствии с нормами ст. 96 БК РФ, дефицит в сумме 617 620 тыс. руб. предусматривается покрыть за счет:

- разницы между полученными и погашенными кредитами кредитных организаций в сумме 617 620 тыс. руб.;

- бюджетного кредита от других бюджетов бюджетной системы РФ в сумме 0 тыс. руб.;

- изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета в сумме 0 тыс. руб.

Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета городского округа на         2017 - 2019 годы (Приложения №8,9 к решению Думы), сформированные в соответствии с нормами ст.96 БК РФ,  представлены в таблице №6.

     Таблица №6                                                                                                            тыс. руб.

Наименование вида источника финансирования дефицита

 

План 2016 года

реш. Думы от 12.10.16 №1201

 

Проект

2017 год

 

Проект

2018 год

Проект

2019 год

1

3

4

5

6

Источники внутреннего  финансирования дефицита, в том числе:

957 281

617 620

268 631

204 639

Кредиты кредитных организаций в валюте РФ

592 014

617 620

303 631

339 117

Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ

169 478

-

- 35 000

- 134 478

Изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета

167 398

-

-

-

Иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, из них:

28 391

-

-

-

Акции и иные формы участия в капитале, находящиеся в государственной и муниципальной собственности

25 997

-

-

-

Бюджетные кредиты, предоставленные внутри страны

2 414

-

-

-

По итогам работы согласительной комиссии дефицит бюджета на 2017 год увеличился в целом в сумме 12 006 тыс. руб.,  в том числе: по кредитам кредитных организаций  на 12 006 тыс.  руб. На 2018 год дефицит бюджета увеличивается на  85 181 тыс. руб., на 2019 год – увеличивается на 5 000 тыс. руб.

Основным источником внутреннего финансирования дефицита бюджета городского округа являются кредиты кредитных организаций.

 Согласно Программе муниципальных внутренних заимствований городского округа Тольятти на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (Приложение № 10 к решению Думы) объем заимствований составит:

Таблица №7                                                                                                               тыс. руб.

Наименования заимствования

 

Привлечение средств

Погашение основного долга

Кредиты привлекаемые от кредитных организаций

2017

8 300 000

7 682 380

Бюджетные кредиты, привлекаемые из бюджета субъекта РФ

-

-

Бюджетные кредиты, привлекаемые из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счете бюджета городского округа

520 850

520 850

Кредиты, привлекаемые от кредитных организаций

2018

8 500 000

8 196 369

Бюджетные кредиты, привлекаемые из бюджета субъекта РФ

-

35 000

Бюджетные кредиты, привлекаемые из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счете бюджета городского округа

516 194

516 194

Кредиты, привлекаемые от кредитных организаций

2019

8 800 000

8 460 883

Бюджетные кредиты, привлекаемые из бюджета субъекта РФ

-

134 478

Бюджетные кредиты, привлекаемые из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счете бюджета городского округа

532 821

532 821

5. Верхний предел муниципального долга устанавливается:

на 1 января 2018 года – в сумме 5 905 084 тыс. руб., в том числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям в сумме 0,0 тыс. руб.;

Указанная величина муниципального долга составляет 95,6 % от доходов без учета безвозмездных перечислений.

на 1 января 2019 года – в сумме 6 173 715 тыс. руб., в том числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям в сумме  0,0  тыс. руб.;

Указанная величина муниципального долга составляет 99,9 % от доходов без учета безвозмездных перечислений.

на 1 января 2020 года – в сумме 6 378 354 тыс. руб., в том числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям в сумме 0,0 тыс. руб.

Указанная величина муниципального долга составляет 100,0 % от доходов без учета безвозмездных перечислений.

КСП отмечает, в соответствии п.3-4 ст.107 БК РФ предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Превышение при исполнении соответствующего бюджета установленных настоящей статьей ограничений  влечет применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ, предусмотренных БК РФ.

Предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга, согласно ст. 111 БК РФ,  не превышает 15% объема расходов бюджета: в 2017 году – 746 197 тыс. руб., в 2018 году – 677 623 тыс. руб., в 2019 году – 695 034 тыс. руб.

В таблице №8 приведена информация по объему верхнего предела муниципального долга на 01.01.2012 – 2018 годов и объему расходования бюджетных средств на обслуживание муниципального долга с 2011 по 2016 год.

     Таблица №8                                                                                                                тыс. руб.

Наименование

по годам

верхний предел муниципального долга на

1 января

На 01.01.2012

На 01.01.2013

На 01.01.2014

На 01.01.2015

На 01.01.2016

На 01.01.2017

На 01.01.2018

2 098 605

2 845 544

3 442 497

4 105 587

4 751 144

5 495 942

5 905 084

Объем расходов на обслуживание муниципального долга

План на 2011

План на  2012

План на 2013

План на 2014

План на 2015 год

План на 2016 (в ред. реш. от 12.10.16 №1201)

План на 2017  (в ред. реш. от 21.09.16 №1174)

30 083

158 764

210 673

252 444

481 130

570 404/

50 000

629 581

Факт 2011

Факт 2012

Факт 2013

Факт 2014

Факт 2015

Ожид.

исполнение

Проект на 2017 год

28 416

136 406

182 726

240 299

429 088

570 404/

50 000

746 197/

50 722

КСП отмечает, что по сравнению с 2011 годом рост непроизводительных расходов на обслуживание муниципального долга составил 650 781 тыс. руб. (увеличение в 26,3 раз) (с 28 416 тыс. руб. до  746 197 тыс. руб.).

В соответствии с основными направлениями бюджетной политики РФ на решение задач по умеренной долговой нагрузке и недопущению роста расходов на обслуживание муниципального долга производиться оценка степени долговой устойчивости, а именно объем платежей на погашение и обслуживание муниципального долга в процентах к общему объему заимствований составит 7,7 %, в 2018 году – 7,5 %, в 2019 году – 7,4 %, для сравнения оценка 2016 года – 7,3%.

Структура муниципального долга приведена в динамике 6-ти лет в таблице №9.

        Таблица №9                                                                                                          тыс.  руб.

Состояние долга на дату

Размер

муниципального долга  всего

в том числе

по бюджетным ссудам

по кредитам банков

по муниципальным

гарантиям

по векселям

1

2

3

4

5

6

01.01.2011

972 940

0

850 000

122 940,0

-

01.01.2012

1 887 701

333 991

1 468 000

85 710,0

-

01.01.2013

3 196 348

633 991

2 086 000

476 357

-

01.01.2014

3 694 670

633 991

2 736 000

324 679

-

01.01.2015

4 174 990

537 500

3 420 699

216 791

-

01.01.2016

4 812 676

0

4 525 972

286 704

 

01.01.2017

5 389 757

169 478

5 117 986

102 293

-

01.01.2018

5 905 084

169 478

5 735 606

0

 

Исходя из данных, приведенных в таблице №9, размер муниципального долга на 01.01.2018 по сравнению с 01.01.2011 увеличился на 4 932 144 тыс. руб., в том числе за счет увеличения кредитов коммерческих банков на 4 885 606 тыс. руб.

 

6. Объем расходов бюджета городского округа.

При рассмотрении проекта бюджета в первом чтении принимается общий объем расходов.

Объем расходов в 2017 году по сравнению с ожидаемым исполнением расходов в 2016 году (без учета расходов за счет вышестоящих бюджетов) увеличится в целом на  212 635 тыс. руб. или на 103,0 %. 

Расходы бюджета городского округа в 2017 году, на 2018 - 2019 годы по разделам функциональной классификации расходов бюджетов представлены в таблице № 10.

    Таблица №10                                                                                                                  тыс. руб.                                                                                                            

Код

Показатели

Ожидаемое исполнение 2016 года (без учета средств вышестоя-щих бюджетов)

Проект

2017 год/

выш.бюджет

Сравнен.

показател

2017 года к 2016 году

Проект

2018 год

Проект

2019 год

тыс. руб.

 %  итого

тыс. руб.

 %  итог

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0100

Общегосударственные  вопросы

1 353 743

19,4

1 307 294

18,1

- 46 449

978 817

971 046

0300

Национальная безопасность и правоохранительная  деятельность

117 716

1,7

118 159

1,6

+ 443

106 932

106 932

0400

Национальная экономика

897 889

12,8

986 085

13,7

+ 88 196

855 982

893 903

0500

Жилищно-коммунальное хозяйство

914 989

13,1

773 766

10,7

- 141 223

611 733

663 263

0600

Охрана

окружающей среды

5 293

0,1

3 448

0,05

- 1 845

3 448

3 448

 

0700

Образование

2 655 658

38,0

2 665 852/

204 101

37,0

+ 10 194/

+ 204 101

2 459 886

2 466 573

0800

Культура и кинематография

255 571

3,7

360 229/

81 442

5,0

+ 104 6658/

+ 81 442

262 349

233 119

1000

Социальная политика

 

237 104

3,4

212 485

2,9

- 24 619

172 999

202 873

1100

Физическая культура и спорт

23 094

0,3

22 249

0,3

- 845

20 507

20 507

1200

Средства массовой информации

9 994

0,1

8 326

0,1

- 1 668

7 743

7 743

1300

Обслуживание муниципального долга

520 404

7,4

746 197/

50 063

10,4

+ 225 793/

+ 50 063

677 623

695 034

 

Условно утвержд расходы

-

-

-

-

-

304 949

334 054

 

 

ИТОГО

РАСХОДЫ

6 991 455

100,0

7 204 090/

336 265

100,0

+ 212 635/

+ 336 265

6 462 968

6 598 495

По итогам работы согласительной комиссии расходы на 2017 год увеличены в сумме            122 536 тыс. руб. и составят 7 204 090 тыс. руб., на 2018 год на  148 868 тыс. руб.  и  составят                6 462 968 тыс. руб.,  на 2019 год в сумме 68 687 тыс. руб. и составят 6 598 495 тыс. руб.

По объему расходов на 2017 год бюджетные ассигнования, направляемые на Образование, составляют 37,0 %, Общегосударственные вопросы – 18,1 %, Жилищно-коммунальное хозяйство – 10,7 %, Национальная экономика – 13,7 % от общей суммы расходов.

Публичные нормативные обязательства городского округа Тольятти на 2017 год предусмотрены в сумме 57 015 тыс. руб.  В 2018 году планируется исполнение в сумме 48 817 тыс. руб., в 2019 году в сумме 40 860 тыс. руб.

Основным принципом формирование расходов бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов остается реализация в максимальной степени программно-целевого метода планирования и исполнения бюджета с одновременным проведением оценки эффективности реализации муниципальных программ.  Из  общих  расходов,  предусмотренных в проекте бюджета на 2017 год в рамках реализации 27 программ составили 5 970 932  тыс. руб. или 82,9 % от общих расходов бюджета, в оценке 2016 года – 11 669 378 тыс. руб. или 90,6 % от общего объема расходов.

КСП отмечает, что согласно итогам исполнения бюджета по состоянию на 01.10.2016 в сравнении с плановыми показателями, утвержденными решением Думы № 1201 на 2016 год, наиболее низкий процент исполнения  расходов сложился по следующим муниципальным программам:

- МП мер по профилактике наркомании населения городского округа Тольятти на 2016-2018 годы - расходы в сумме 180 тыс. руб. при плане на год 558 тыс. руб. (исполнение 32,3%);

- МП «Развитие малого и среднего предпринимательства городского округа Тольятти на 2014-2017 годы» - расходы в сумме 10 389 тыс. руб. при плане на год 52 104 тыс. руб. (исполнение 19,9%);

- МП «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства городского округа Тольятти на 2014-2020 годы» - расходы  в сумме 1 003 599 тыс. руб. при плане на год 2 061 865 тыс. руб. (исполнение 48,7%);

- МП «Стимулирование развития жилищного строительства в городском округе Тольятти на 2014-2016 годы» - расходы  в сумме 16 917 тыс. руб. при плане на год 43 294 тыс. руб. (исполнение 39,1%);

- МП «Развитие муниципальной службы в городском округе Тольятти на 2014-2016 годы» - расходы в сумме 454 тыс. руб. при плане на год 979 тыс. руб. (исполнение 46,4%);

- МП «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в городском округе Тольятти на 2014-2016 годы»  - расходы в сумме  2 013 тыс. руб. при годовом плане    23 979 тыс. руб. (исполнение 8,4%);

- МП «Охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных в границах городского округа Тольятти, на 2014-2018 годы»  - расходы в сумме 1 664 тыс. руб. при плане на год         4 545 тыс. руб. (исполнение 36,6%);

- МП «Развитие потребительского рынка в городском округе Тольятти на 2014-2016 годы» - расходы в сумме 539 тыс. руб. при плане на год 1 621 тыс. руб. (исполнение 33,3%);

- МП «Ремонт помещений, находящихся в муниципальной собственности городского округа Тольятти, на 2015-2017 годы» - расходы в сумме 2 321 тыс. руб. при годовом плане      5 447 тыс. руб. (исполнение 42,6%);

-  МП «Благоустройство территории городского округа Тольятти на 2015-2-24 годы» - расходы в сумме 127 176 тыс. руб. при плане на год  293 029 тыс. руб. (исполнение 43,4%).

 

Ведомственная структура расходов бюджета городского округа в 2017 году, на 2018 - 2019 годы представлена в таблице № 11.

План 2016 года в ред. Решения от 12.10.16 № 1201 и ожидаемое исполнение 2016 года представлены в таблице № 11 без учета средств вышестоящего бюджета.

Таблица №11                                                                                                                тыс. руб.

Код и наименование

главного распорядителя

План 2016 год

в ред. реш. Думы от 12.10.16 №1201

Ожидаемое исполнение 2016 года

Проект

2017 год/

выш.

бюджет

Отклонен проекта

2017 года к ожидаем

исполнен. 2016 года

Проект

2018 год

Проект

2019 год

1

2

3

4

5

6

7

900 Дума городского округа Тольятти

118 772

118 547

116 672

 - 1 875

108 505

108 505

901 Мэрия городского округа Тольятти

470 944

470 903

471 738

+ 835

438 716

438 716

902 Департамент финансов мэрии

981 274

976 163

1 145 281/ 50 722

169 118/

50 722

807 606

825 017

903 ДУМИ

118 935

113 801

85 134

- 28 667

77 474

113 887

905 Управление потребительского рынка

3 736

2 911

2 875

- 36

1 650

1 650

906 Департамент общественной безопасности

121 876

120 888

121 164

+ 276

109 727

109 727

909 Департамент дорожного хозяйства и  транспорта

791 835

774 230

857 412

+ 56 180

805 109

843 457

910 Департамент экономического развития

20 787

20 690

23 480

+2 790

21 438

15 438

912 Департамент культуры

498 334

498 032

672 371/

148 482

+ 174 339/

+ 148 482

506 974

453 414

913 Департамент образования

2 001 301

1 995 703

1 964 516/

102 795

- 31 187/

+ 102 795

1 824 064

1 844 235

914 Департамент градостроительной деятельности

100 638

97 891

63 028

- 34 863

42 466

37 079

915 Департамент социального обеспечения

46 948

46 463

32 684

- 19 929

16 183

16 183

917 Управление физической культуры и спорта

444 495

444 417

462 787/

34 266

+ 18 370/

+ 34 226

426 746

446 867

918 Отдел организации муниципальных торгов

300

100

293

+ 193

272

272

920 Департамент городского хозяйства

930 643

923 333

796 529

- 126 804

610 389

657 598

921 Департамент информационных технологий и связи

248 617

248 234

250 233

+ 1 999

234 497

226 193

923 Управление по оргработе и связям с общественностью

142 695

139 149

137 893

- 1 256

126 203

126 203

Условно-утвержденные расходы

-

-

-

-

304 949

334 054

 ВСЕГО:

7 042 130

6 991 455

7 204 090/

336 265

+ 212 635/

+ 336 265

6 462 968

6 598 495

6.1.            Решением о бюджете на 2018 год предусмотрен объем условно утверждаемых расходов  в сумме  304 949 тыс. руб.,  на 2019 год в сумме 334 054 тыс. руб., что не противоречит п.3 ст.184.1 БК РФ (не менее 2,5 процента общего объема расходов на первый год планового периода и не менее 5 процентов общего объема расходов на второй год планового периода).

По результатам работы согласительной комиссии данные расходы увеличились на             96 684 тыс. руб. в 2018году  и на 7 514 тыс. руб. в 2019 году.

6.2.            Величина резервного фонда для финансирования непредвиденных расходов  в 2017 году и на плановый период 2018-2019 годов предусмотрена в сумме 3 000 тыс. руб. – 0,04 %, что не превышает норму, предусмотренную ч.3 ст.81 БК РФ (не более 3 % общего объема расходов).

 

Вывод:  Проект решения Думы городского округа Тольятти «О бюджете городского округа Тольятти на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (первое чтение) контрольно-счетная палата считает возможным рассмотреть с учетом настоящего заключения.



Возврат к списку